Сегодня Михаилу Горбачеву исполняется 70 лет. После смерти его жены Раисы 20 сентября 1999 года первый и последний президент СССР все больше стал помогать больным и обездоленным. Помимо благотворительной деятельности, Горбачев хочет реализовать себя и в политической сфере.
BBV: Михаил Сергеевич, спустя 10 лет после Вашего ухода в отставку не хотите ли Вы вновь заняться большой политикой?
Горбачев: Именно об этом я думал, когда создавал Российскую Объединенную социал-демократическую партию. Сегодня она становится все более влиятельной и примет участие в следующих парламентских выборах. Я же лично в выборах участвовать больше не буду.
BBV: Люди, занимающие высшие посты в команде американского президента Джорджа Буша (George Bush), - Ваши старые знакомые. Вы же можете быть полезны Вашей Родине на посту министра иностранных дел или чрезвычайного уполномоченного при Путине?
Горбачев: Мы с Путиным ни разу этот вопрос не обсуждали. Мне не обязательно занимать пост министра иностранных дел, чтобы быть услышанным в Америке. Будучи главой Горбачев-фонда, я часто езжу в США, где много дискутирую с политиками, экспертами по вопросам безопасности, представителями общественности. И в Европе прислушиваются к моим советам. Европейцев волнуют вопросы новой внешнеполитической доктрины США и американских планов НПРО┘
BBV: И что Вы им посоветуете?
Горбачев: Я скажу: "У вас нет оснований для паники. Перестройка тоже не сразу началась. Оставьте Буша (Bush) в покое, пусть он определится со своей ролью в мировой политике. И его политика станет более разумной". Сейчас у американцев - сплошная неразбериха. То они создают НПРО, то бомбят Ирак - это легко может привести к дестабилизации обстановки в мире.
BBV: Какова сегодня роль Вашей страны на мировой арене?
Горбачев: Если Россия станет свободным, демократическим, открытым и стабильным государством, она будет играть в мире очень серьезную роль. Сегодня процесс трансформации протекает весьма мучительно.
BBV: Президента Путина иногда упрекают в использовании авторитарных методов управления и возрастающем давлении на критически настроенные СМИ. Что скажет об этом изобретатель гласности?
Горбачев: Вполне может быть, что в диалоге со СМИ Путин неправильно выбрал тон. Но я уверен: Президент знает, что ему необходимы свободные и осознающие свою ответственность СМИ. Он объявит себя сторонником демократии и откажется от авторитарных методов. Это очень важно. Если Путин иногда и прибегает к жестким мерам, то только в случае крайней необходимости. Мы, социал-демократы, поддерживаем его, но хотели бы больше знать о его долгосрочных целях.
BBV: Горбачев-фонд помогает многим в России. Могли бы Вы назвать примеры Вашей благотворительной деятельности?
Горбачев: Совместно с моим старым другом Хансом-Дитрихом Геншером (Hans-Dietrich Genscher) мы в свое время собрали деньги для борьбы с туберкулезом в нашей стране. Другой пример: на гонорары от моих публичных выступлений и на пожертвования мы построили центр для детей, больных лейкемией. Это стоило нам 6 миллионов долларов. Раньше количество излечившихся составляло 10 процентов.
BBV: Ходят слухи, что Вы самый высокооплачиваемый пенсионер в мире. Это соответствует действительности?
Горбачев: Да. Кроме меня, такой популярностью во всем мире пользуются только Маргарет Тэтчер (Margaret Thatcher), Джордж Буш (George Bush), Билл Клинтон (Bill Clinton) и Билл Гейтс (Bill Gates). Однако я далеко не за все свои выступления требую деньги.
BBV: Тем не менее Вы должны быть зажиточным человеком┘
Горбачев: Да, это так. Но не забывайте: моя государственная пенсия в ноябре 1994 года составляла всего 2 доллара. Мне приходилось очень много писать, чтобы выжить.
Перевод: Анна Черемушкина