Выдержки из текста совместной пресс-конференция Государственного Секретаря США Пауэлла и Генерального Секретаря НАТО Робертсона.
РОБЕРТСОН: Нам представилась возможность проанализировать состояние трансатлантической безопасности и что необходимо сделать для ее поддержания. Фундаментальное значение здесь имеют наши технические возможности, потому что НАТО - это военный альянс, и для того, чтобы он мог действовать решительно, ему необходимы соответствующие инструменты. Все мы также знаем, что в последние годы Европа действует не в полную силу и что ей необходимо приложить больше усилий для создания более равноправного партнерства. Это отвечало бы и интересам США, потому что в настоящее время, если Европа хочет действовать, ей не обойтись без НАТО, а, значит, и без США. Ничто не заменит НАТО, которое остается краеугольным камнем европейской обороны. Но верно и то, что Европа должна действовать в тех областях, где НАТО не участвует, и по этому вопросу между США и Европой не существует никаких разногласий.
Другим главным вопросом, который мы обсуждали, была ситуация на Балканах, которая, по единодушному признанию, очень тревожна. Нынешнее время должно стать временем надежды. Милошевич - человек, который был в центре этой огромной трагедии - теперь ушел. Но, теперь политическому руководству региона необходимо мужество и воображение, чтобы возвыситься над горечью прошлого и воспользоваться открывшимися возможностями. Честно говоря, в настоящее время так поступают лишь немногие из них. Однако новое югославское правительство продемонстрировало, что оно усваивает урок, который так и не усвоил Милошевич - что грубая военная сила не способна выработать устойчивые решения. И план нового югославского правительства по мирному урегулированию на юге Сербии является важным шагом к прочному и справедливому миру. Недопустимо также, чтобы зона безопасности использовалась в качестве убежища для экстремистов, поэтому мы готовимся к поэтапному сокращению размеров зоны безопасности.
ПАУЭЛЛ: Наш Альянс преуспел в поддержании стратегической стабильности на протяжении многих десятилетий. Мы сделали это, потому что работали сообща. Анализируя будущие угрозы, мы работаем во имя стабильности посредством наступательного сокращения наших ядерных сил. Мы считаем своим долгом создать такую систему противоракетной обороны, которая защитила бы США, наших союзников и друзей - от ракетной угрозы, способных доставлять оружие массового уничтожения к целям на территории любой из наших стран. Мы также будем консультироваться с правительствами других стран, включая, разумеется, Россию и Китай.
Расширение НАТО является ключевым элементом процесса объединения Европы. Решение пригласить в НАТО новых членов является одним из самых серьезных решений, которые мог бы принять Альянс. Расширение НАТО никому не угрожает и вносит вклад в укрепление стабильности в Европе. Мы надеемся, что Россия будет принимать более активное участие в деятельности Альянса. Мы приветствуем политику европейской безопасности, которая укрепляет как Альянс, так и Европейский союз.
- Вопрос о Балканах. Вы заявляете, что не хотите, чтобы наземная зона безопасности использовалась как убежище для экстремистов. Если эта зона будет сокращена, то кому тогда придется иметь дело с экстремистами - будут ли это войска НАТО, или это будут войска Югославии? Для НАТО одной из основных проблем при поддержании порядка является нежелание военнослужащих реально вступать в контакт с проникающими албанцами. Готовы ли вы заявить, что если потребуется демонстрация силы со стороны НАТО, то американские войска проявят готовность не просто патрулировать дороги, а играть более активную роль?
РОБЕРТСОН: Прежде всего, ответственность за происходящее лежит на вооруженных экстремистских группах, и поэтому их призывают прекратить насилие. Конечно, югославская армия вернется в наземную зону безопасности только тогда, когда будут созданы соответствующие предпосылки, когда будут присутствовать наблюдатели, следящие за этим процессом, и когда будет предпринят ряд других мер по укреплению доверия. Мы полны решимости добиться, чтобы этот район не использовался для эскалации насилия. Надеюсь, что живущие там албанцы понимают, что теперь у них имеется историческая возможность получить права, в которых им отказывали в течение последнего десятилетия.
ПАУЭЛЛ: Полагаю, что НАТО должно продолжать следить за ситуацией и изучать, какие варианты - военные варианты - следует рассматривать. А США примут участие в любых действиях, которые Альянс сочтет нужным применить. Нам следует сделать все, чтобы изучить варианты преодоления ситуации без введения в бой этих сил.
- Известно ли вам о деталях российского предложения касающегося противоракетной обороны? Считаете ли вы его серьезным? Не является ли оно просто попыткой сбить с курса США? Не является ли оно попыткой вызвать раскол в Альянсе?
ПАУЭЛЛ: Сегодня утром я получил от всех моих коллег весьма благоприятные отклики о противоракетной обороне. Полагаю, что в Альянсе есть общее понимание того, что оружие массового уничтожения реальная угроза не только США, но и Альянсу. Российское предложение примечательно тем, что этим Россия показывает, что осознает существо этой угрозы и хочет вместе с нами работать над этой проблемой. Детали предложения носят программный характер и пока весьма отрывочны. Министр Иванов и я говорили об этом на прошлой неделе, и я с нетерпением жду дальнейших дискуссий с ним. Я думаю, что расширяется понимание сущности угрозы и необходимости принятия ответных мер, причем не только внутри НАТО, но и между США и Россией.
- В кругах, близких к Конгрессу США, я слышал мнение, что принятие в НАТО таких стран, как Словения, Словакия или страны Балтии, имеет мало смысла, так как они привносят небольшой военный потенциал, но, с другой стороны, налагают на НАТО новые важные обязательства. Разделяете ли вы это мнение?
ПАУЭЛЛ: Любая страна, вступающая в Альянс, должна привнести определенный потенциал, и НАТО принимает определенные обязательства, такие же, как его обязательства в отношении всех нынешних стран-членов. Полагаю, что нам имеет смысл установить соответствующие правила и изучить их выполнение претендентами в течение следующего года по мере приближения пражского саммита 2002 года.
- Что бы Вы заявили албанским экстремистам, которые провоцируют инциденты в Македонии? Какие меры может предпринять НАТО вместе с македонскими армией и полицией для защиты границы?
ПАУЭЛЛ: Заявление очень простое: "исчезнуть и прекратить". Сейчас не время начинать новые конфликты в Европе.
РОБЕРТСОН: Сегодня утром я говорил с Президентом Македонии, я раздал его письмо всем министрам иностранных дел, мы его обсудили, и в моем заявлении будут подведены итоги этого обсуждения. Мы решили немедленно направить в Скопье военно-политическую миссию, чтобы оценить ситуацию на месте.
- Через десять лет по завершении "холодной войны", в мире происходит эволюция: Европа дрейфует на восток, а Соединенные Штаты Америки пристально следят за подъемом Китая. Не смогли бы вы прокомментировать эти реалии и дать нам общее представление о расхождениях, которые могут возникнуть в связи с системой НПРО и европейскими силами быстрого реагирования - реальным выражением изменений отношений между Европой и США.
ПАУЭЛЛ: Всякий раз, когда возникали вопросы, вызывающие острые дебаты, НАТО удавалось находить правильный путь. Полагаю, что концепция особого характера европейской безопасности вполне укладывается в контекст укрепления НАТО. Страны-члены НАТО привержены наращиванию своего потенциала, и, что бы они ни сделали в соответствии с концепцией особого характера европейской безопасности и обороны, это не умаляет того, что может понадобиться сделать НАТО. Благодаря скоординированному планированию у нас не будет никаких расхождений. Я полагаю, что такой подход может только укрепить Альянс.
РОБЕРТСОН: Европейская система обороны предназначена для того, чтобы дополнять НАТО, а не для того, чтобы соперничать с НАТО или дублировать его. Какими бы ни были расхождения по вопросу о противоракетной обороне, нет никаких расхождений в понимании того, что угроза существует и что нам нужно ответить на нее. На прошлой неделе я ездил в Кремль, где мне заявили, что русские согласны с тем, что имеется угроза, и русские даже согласны с тем, что на нее нужно ответить и что существует военное решение, которое они готовятся реализовать. Полагаю, что нам удалось добиться значительной общности позиций - между США и их европейскими союзниками, а также между НАТО и русскими. Никто не собирается расколоть наш Альянс. Он слишком важен для безопасности будущих поколений.