В понедельник, 2 апреля 2001 года, американские официальные представители подтвердили, что самолет EP-3 авиации ВМС США, который в воскресенье, после столкновения с китайским истребителем-перехватчиком, совершил вынужденную посадку на авиабазе КНР на острове Хайнань в Южно-Китайском море, выполнял обычный полет "с задачей ведения радио- и радиотехнической разведки".
По заявлению неназванного представителя ВМС США, во времена "холодной войны" США сознательно нарушали воздушное пространство Советского Союза, чтобы спровоцировать русских на включение своих РЛС системы ПВО, что давало возможность специалистам Агентства национальной безопасности США получать и анализировать данные о радиолокационных системах обнаружения и сопровождения воздушных целей и системах управления огнем средств ПВО. В случае войны эти данные позволили бы американским кораблям, самолетам и системам оружия преодолеть систему обороны и поразить назначенные цели.
Официальный представитель ВМС США отметил, что во времена "холодной войны" США договорились с СССР об основных правилах "шпионских игр в небе и на море", но таких соглашений никогда не заключалось между США и КНР. Поэтому китайцы запрещают американским дипломатам свидание с двадцатью четырьмя членами экипажа самолета, совершившего вынужденную посадку на их территории, и не отдают самолет.
По сообщению представителей ВМС США, дальний морской разведчик EP-3 "Aries" II с дальностью полета 3000 морских миль способен находиться в воздухе без дозаправки в течение 12 часов. Самолет оснащен мощным комплексом суперсовременной аппаратуры радио- и радиотехнической разведки и способен перехватывать радиоэлектронные излучения на очень больших дальностях. В боевом составе авиации ВМС США имеется всего около дюжины таких самолетов.
Как признают сами американцы, воскресный полет самолета EP-3 совершался по совместной программе Агентства национальной безопасности и трех основных видов вооруженных сил США. Для выполнения этой разведывательной программы ВМС США создали специальную "Группу безопасности ВМС" (Naval Security Group), которая на Дальнем Востоке имеет в качестве главной задачу слежения за повседневной активностью ВМС КНР. Как утверждают американские специалисты по разведке, это означает сбор информации о количестве и типах кораблей, их перемещениях и боевой подготовке, организации тылового снабжения и пополнения запасов в море. В военное время самолеты-разведчики должны снабжать командование данными для принятия решения о выборе целей для нанесения ударов и способов преодоления системы обороны противника.
Уникальной особенностью американского авиационного разведывательного комплекса является способность передавать в масштабе времени, близком к реальному, данные о целях непосредственно на американские корабли и самолеты. Специалисты по разведке сообщили, что самолеты типа EP-3 занимаются также сбором информации о взаимодействии китайских надводных кораблей с авиацией берегового базирования и ракетными подводными лодками, для чего ведется поиск в эфире и перехват сообщений, передаваемых по специальным каналам связи, которые задействуются в боевой обстановке для обеспечения внутриэскадренной связи, связи с авиацией и связи с вышестоящими командными инстанциями ВМС КНР на берегу.
Американские самолеты-разведчики, кроме того, имеют задачу вскрыть систему ПВО КНР: собрать данные о радиочастотах, используемых в каналах связи, наблюдения за воздушной и надводной обстановкой, наведения истребительной авиации, систем управляемого оружия, в т.ч. зенитных ракет, и других средств борьбы с воздушными, а также надводными целями. Эти данные можно получить в том случае, если радиоизлучающие объекты включаются для работы по потенциальным целям. "Когда китайцы засекают один из наших самолетов, они включают свои системы наблюдения, и тогда мы имеем возможность перехватывать их сигналы и засекать местонахождение источников излучения, вот в чем вся суть", - заявил один официальный представитель правительства США. Пролетая вдоль побережья Китая, экипаж самолета-разведчика ведет радио- и радиотехническую разведку, которая дает возможность специалистам на борту самолета или аналитикам Агентства национальной безопасности по перехваченному сигналу безошибочно определять тип радиоизлучающего объекта, его местонахождение и принадлежность, а также его функцию в системе обороны КНР.
Воскресный инцидент с американским самолетом-разведчиком в Южно-Китайском море далеко не исчерпан. Он развивается в худших традициях "холодной войны". По сообщениям из Вашингтона, в ночь с понедельника на вторник три американских эскадренных миноносца получили приказ следовать к китайским берегам. Президент США Буш-младший (George W. Bush), столкнувшись с первым за время своего пребывания у власти настоящим испытанием его внешнеполитического курса, сделал резкое заявление властям КНР, требуя незамедлительно вернуть США самолет и его экипаж. По заявлению Белого дома, официальные представители КНР заверили американскую сторону в том, что экипаж самолета находится в безопасности, однако американских дипломатов пока к ним не допускают. Американцы более всего опасаются, что в руки китайцев попадет высокотехнологичная разведывательная аппаратура. Экипаж самолета перед посадкой на чужую территорию должен был уничтожить все секретные аппаратные схемы и документацию, однако пока не известно, удалось ли им выполнить требования инструкции. Один американский военный специалист заявил, что потеря информации может иметь "катастрофические последствия".
Инцидент произошел в период неуверенности в американо-китайских отношениях, когда Вашингтон готовится к принятию имеющего исключительную важность решения о продаже современных систем оружия Тайваню. Пекин категорически возражает против этого. В Пекине посол США адмирал Джозеф Прюер (Joseph Prueher) подлил масла в огонь разгорающегося дипломатического скандала, заявив, что отказ Китая допустить американских дипломатов к самолету и его экипажу "необъясним и неприемлем".
По материалам англоязычной прессы