Судя по всему, на начинающемся завтра в итальянской Генуе саммите "восьмерки" его участникам не придется чесать затылки и морщить лбы, что касается денежных отношений. Куда сложнее будет разобраться с отношениями в военно-политической сфере. Уж слишком все запутал в ней нынешний американский президент. Хочет и НПРО развернуть, и Россию приручить, и Китай по носу щелкнуть. Это многовато даже для сверхдержавы.
Еще до своего отъезда на саммит "восьмерки" президент США Джордж Буш (George Bush) позаботился о том, чтобы все запутать. Что касается его планов создания системы противоракетной обороны, то он, надо понимать, не намерен поддаваться давлению критиков проекта в Европе. В то же время известно, что проект НПРО имеет в США в высшей степени непрочный фундамент с внутриполитической точки зрения.
Что касается других вопросов, то Вашингтон, учитывая широкое неприятие международной общественностью плана создания ракетного щита, подавал до сих пор противоречивые сигналы. Будет ли все же денонсирован в случае необходимости зарекомендовавший себя в течение трех десятилетий договор по ПРО или предпочтение будет отдано поиску согласия с Россией?
Если исходить из того, что испытания системы НПРО будут продолжаться, то дело в перспективе неизбежно подойдет к вполне очевидному выходу из договора. Новый проект поставил бы под большой вопрос дальнейшее существование испытанного принципа взаимного устрашения, что давно стало ясно большинству союзников по НАТО.
К этому следует добавить: союзники поняли, что Буш в ходе домашней военно-политической приборки, может поставить под угрозу международную стабильность, гарантированную балансом вооружений, что он из соображений, связанных с бюджетной политикой, значительно сокращает в одностороннем порядке ядерный арсенал США, не заручившись обещанием на соответствующие сокращения вооружений с российской стороны.
Москва, в частности, дает понять, что она готова на значительное сокращение своего ядерного арсенала, однако нарушение нелюбимого Бушем договора по ПРО торпедировало бы эту готовность. Не в последнюю очередь, тем, что Россия могла бы броситься в объятия Пекина. Президент России Путин дал это недвусмысленно понять несколько дней тому назад.
Поэтому лучшим выходом из положения было бы продолжать делать ставку на систему договоров, которые в течение десятилетий обеспечивали стабильность. А вопросы дальнейшего сокращения вооружений следовало бы ставить на фундамент новых соглашений, а не односторонних действий.
Взаимное устрашение без наличия договоренностей исключило бы возможность контроля над ядерными потенциалами, явилось бы альтернативой, вызывающей мало доверия. Государственный секретарь США Колин Пауэлл (Colin Powell) недавно намекнул, что он отдал бы приоритет решению проблемы на переговорной основе.
Остается надеяться, что в постоянной борьбе советников за большее влияние на Джорджа Буша госсекретарь возьмет верх и представит окончательный вариант общей концепции, которой пока так не достает президенту США.