Критика эта, считает автор статьи, не по адресу. Президент США всего лишь говорит вслух то, что думает большинство американцев. Таковы уж они - эти потомки переселенцев, не желавших признавать над собой никакой власти и уж тем более брать на себя какие-то международные обязательства. Своенравность и односторонность нынешней внешней политики США - это отражение американского менталитета, который может исправить только могила.
У феномена есть традиция. Европейцы сначала взирали на новоиспеченного американского президента, ничего не понимая, а отдельные - даже с ужасом. Собственно, почему, спрашивали они себя, участь этой могучей страны должна быть в руках очередного непрофессионала-любителя? Так было с фермером из Джорджии, выращивавшим арахис, так было и в случае с бывшим актером из Калифорнии или губернатором маленького и бедного штата Арканзас. Теперь поносят Джорджа Буша (George Bush), папенькиного сынка из Техаса, который не справился с нефтяным бизнесом, лишь шесть лет назад стал политиком и еще ни разу не видел ни Парижа, ни Берлина. Буш притягивает к себе критиков, критика фокусируется на нем. Чего европейцы упускают из виду, так это то, что Буш не один такой, он олицетворяет собой частичку Америки. 43-й президент США выражает весомые настроения, господствующие в его стране. В любом случае, в своей внешней политике он не является одиноким. Ни один авторитетный американский политик не требует, например ратификации киотского протокола, даже бывший вице-президент Альберт Гор (Al Gore), который работал над этим документом. Ни один оппозиционно настроенный политик не говорит, что создание системы противоракетной обороны является изначально неверным шагом. Ни один не выступает против Буша, когда речь заходит о договоре о запрещении испытаний ядерного оружия или о международном трибунале. Разумеется, маленького техасца и в США упрекают в разных неумелостях, но такие упреки затрагивают форму проведения внешней политики, как бы сказать поточнее, как он ее продает, но не суть этой политики.
В чем причина этого? Почему большинство американцев дает, скорее, скептический и даже отрицательный ответ, когда их спрашивают о возможности взятия на себя международных обязательств. Ключ к пониманию этого заключается в принципиально разном отношении к государству в Европе и в Америке. Американцы в принципе антигосударственники. Там слово "Вашингтон" несет на себе такую же негативную нагрузку, как в некоторых районах Европы слово "Брюссель". Его связывают с некомпетентностью, бюрократией, влюбленностью во власть и коррупцией. Буш еще в ходе избирательной кампании не упускал случая, чтобы не разразиться бранью в адрес "тех парней из Вашингтона". Тем самым он затронул нужную струнку. Буш ругает Вашингтон вплоть до сегодняшнего дня.
Америка была основана переселенцами. Это были люди, которые не хотели или не могли жить на родине при той власти, которая тогда там правила. С высоты своего опыта они объявили личную свободу священной ценностью. Никто не имеет права диктовать, как я должен жить: это самый сильный стимул для американцев. Поэтому в Соединенных Штатах можно лгать относительно Холокоста, владеть оружием, загрязнять окружающую среду и казнить преступников. Да, даже смертный приговор выносится, в конечном счете, не государством, а именем народа. Присяжные выносят приговор, а судья лишь исполняет его.
Презрение американцев к своему собственному государству возрастает, когда речь заходит о международных договорах, иными словами, о законах, которые приняты многими странами. Утрированно говоря, рядовой американец, может спросить: а, собственно, почему Китай, Северная Корея, Судан и Ирак должны диктовать мне, сколько я могу расходовать бензина для своей машины? Почему слабая Россия может решать, от каких угроз моя страна хочет защищаться с помощью противоракетного щита? Так думают многие. Буш лишь говорит об этом вслух. Критика европейцев адресуется ему. Видимо, европейцам так просто удобнее.