Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Россия в поисках своего "я"

Россия все еще никак не может приспособиться к своему новому статусу бывшей сверхдержавы

Россия в поисках своего "я" picture
Россия в поисках своего я picture
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
В российском подходе к внешнему миру можно выделить три элемента. Первый √ стремление установить хорошие отношения с Западом. Россияне говорят, что стремятся к партнерству с Западной Европой и к деловым отношениям с Америкой. Для достижения этой цели второй элемент √ геополитические игры, направленные на подрыв мировой "гегемонии" Америки √ кажется менее чем полезным. Третий элемент √ консолидация российского влияния в бывшей советской империи, особенно в слабых, нестабильных и раздираемых противоречиями ее частях

В российском подходе к внешнему миру можно выделить три элемента. Первый - стремление установить хорошие отношения с Западом. Россияне говорят, что стремятся к партнерству с Западной Европой и к деловым отношениям с Америкой. Для достижения этой цели второй элемент - геополитические игры, направленные на подрыв мировой "гегемонии" Америки - кажется менее чем полезным. Третий элемент - консолидация российского влияния в бывшей советской империи, особенно в слабых, нестабильных и раздираемых противоречиями ее частях.

Результаты такого подхода неоднозначны. Торговые связи с Европой становятся все более прочными, особенно в части касающейся экспорта природного газа. России хотелось бы вступить во Всемирную Торговую Организацию (ВТО), что позволило бы более сильным российским компаниям получить лучшие шансы на мировых рынках, но привнесло бы в ее экономику более серьезную конкуренцию. С другой стороны, иностранные инвестиции в страну разочаровывают. В целом с 1991 года в экономику России было инвестировано всего 22 млрд. долл. США, вполовину меньше, чем в экономику Польши.

Самые большие расхождения - политические. Отношение Запада к поведению России в Чечне варьирует от озабоченности до отвращения. Войне за восстановление господства России на этой территории, спровоцированной серией террористических нападений в августе и сентябре 1999 года, не видно конца. Почти все высшие командиры повстанцев до сего времени на свободе. Марионеточное пророссийское правительство Чечни на грани падения. В ходе боевых действий были убиты или искалечены десятки тысяч гражданских лиц, сотни тысяч покинули свои жилища. Обе стороны проявляют зверство, однако подавляющая доля вины за это ложится на куда более сильную российскую сторону. Кремль просто отбрасывает многие хорошо задокументированные случаи пыток, произвольных казней, похищений людей и других проявлений насилия, которые нарушают подписанные Россией многочисленные международные соглашения, а также ее собственные законы и Конституцию.

Критики усматривают в поведении России по отношению к Чечне симптомы разложения пораженной беззаконием ее собственной системы управления. По мере того, как демократия в России уменьшается, страна все дальше отходит от западных стандартов. Несмотря на официальные утверждения, что пресса свободна и права человека уважаются, существуют законные сомнения. Некоторые иностранцы даже сомневаются, следует ли оставлять Россию в членах "Большой Восьмерки", где ее лидер сидит рядом с главами семи крупных держав с развитым демократическим строем.

Геополитические игры России также не особенно успешны. Г-н Путин носится по свету в реактивном самолете, посещая бывших союзников Советского Союза, таких, как Куба, Ливия, Вьетнам и Северная Корея, а также пытаясь укрепить отношения с Ираном и Ираком. Однако дружеские отношения со странами - париями мирового сообщества не способствуют продвижению политических или экономических целей России. Политика в отношении Китая и Индии дает куда большие положительные результаты. Торговля оружием процветает. Россия также объединилась с пятью другими озабоченными исламским терроризмом странами (Китай, Киргизстан, Казахстан, Таджикистан и Узбекистан) в союз ради безопасности (так называемую "Шанхайскую шестерку"), однако пока пользы от этого мало.

Запатентованная слабость России в военном отношении (исключая владение оружием массового поражения, применить которое невозможно, и способность продавать за границу современное обычное вооружение) делает любые попытки напрячь ослабевшие военные мускулы бесцельными. Объявленные в прошлом году планы восстановления океанского военно-морского флота, кажется, положены под сукно. Россия, очевидно, вскоре откажется от свое последней крупной заграничной военно-морской базы во Вьетнаме. Попытки противостоять Западу в вопросах вроде расширения НАТО имеют тенденцию развиваться по стерильному сценарию: предупреждение - вспышка раздражения - надутость - неохотное признание.

Определенных успехов Россия добилась лишь во внутренних регионах бывшей советской империи, где устойчиво растет ее влияние. Страх перед исламским терроризмом сделал среднеазиатские страны более восприимчивыми к предложениям российской военной помощи. Другой успешной политикой является использование задолженности стран за поставки российского газа для получения прав на приобретение собственности местных предприятий. После серии политических скандалов на Украине в прошлом году российское влияние в этой стране резко возросло. Нового посла России в Украине (бывшего премьер-министра) Виктора Черномырдина то ли в шутку, то ли всерьез называют наместником г-на Путина в Киеве.

Так куда же сегодня движется Россия? Первый вопрос, какую цену готов заплатить г-н Путин за дружбу с Европой? Дмитрий Тренин, отставной полковник, ставший ученым мужем, заявляет, что России следует примириться с тем, что дни ее сверхдержавности позади, и попытаться присоединиться к таким странам, как Великобритания, Франция и Германия, став еще одним крупным постимперским членом Европейского клуба. Однако пока что г-н Путин более заинтересован в Европе как в источнике модернизации и стабильности для России, чем как в клубе с собственными строгими требованиями относительно демократии и власти закона.

Второй вопрос касается противоречия между экономической слабостью России и остающимся у нее желанием вернуть себе статус великой державы. Западные соседи России надеются, что, когда придет время действовать, страстное стремление г-на Путина завоевать уважение к себе не позволит ему делать что-либо слишком неприятное для других. У них не так много других рычагов воздействия на него: благодаря высоким мировым ценам на нефть Россия больше не зависит от иностранных займов в деле своего экономического выживания. В краткосрочной и среднесрочной перспективе наиболее вероятно, что ее экономика будет расти достаточными темпами, чтобы предотвратить развал и тем самым отодвинуть кризисную ситуацию.

Если будет именно так, тогда Россия будет оставаться примерно такой, как сейчас: большой, бедной, в большинстве своем отсталой страной с приводящей в исступление привычкой бесполезно растрачивать свои ресурсы. Однако если спад усилится, все былые страхи по поводу России, которые нас преследовали в 90-х годах и были связаны с распадом, волнениями, бесконтрольными ядерными боеприпасами, болезнями и загрязнением окружающей среды, вернутся снова, а надежд на восстановление станет еще меньше.