Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Президент России может оказаться в неловком положении

Субмарина ╚Курск╩ может так и остаться на дне

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Есть угроза того, что операция по подъёму российской атомной подводной лодки ╚Курск╩ может провалиться. Как сообщалось в одной из передач норвежского телеканала TV-2, не работает пила, с помощью которой от корпуса должен быть отделён нос лодки. Разрушенный нос субмарины, в котором находится торпедный отсек, необходимо удалить, чтобы исключить возможный взрыв. Было запланировано оставить эту особо опасную для работ часть лодки на дне Баренцева моря на глубине 108 метров, а корпус 154-метровой субмарины ╚Курск╩ с погибшими моряками поднять к середине сентября

Адмиралы с Баренцева моря и с Пироговской в Москве, где находится ставка главкома ВМФ России, продолжают слать внушающие оптимизм реляции по поводу скорого подъема со дна атомной субмарины. На деле, оказывается, не все так гладко. Норвежские пилы, которыми вооружены водолазы, не пилят, каучуковую оболочку, окутывающую лодку, приходится отдирать вручную и с большим трудом, русские водолазы, о профессионализме которых взахлеб говорили военные, подготовлены, как оказалось, скверно. Не за горами матушка-зима, здесь ее приход обещают уже в начале сентября. Русские адмиралы уже принялись искать на случай неудачи операции стрелочника. В очередной раз в неловком положении может оказаться президент страны.

Есть угроза того, что операция по подъему российской атомной подводной лодки "Курск" может провалиться. Как сообщалось в одной из передач норвежского телеканала TV-2, не работает пила, с помощью которой от корпуса должен быть отделен нос лодки. Разрушенный нос субмарины, в котором находится торпедный отсек, необходимо удалить, чтобы исключить возможный взрыв. Было запланировано оставить эту особо опасную для работ часть лодки на дне Баренцева моря на глубине 108 метров, а корпус 154-метровой субмарины "Курск" с погибшими моряками поднять к середине сентября.

При первых попытках разрезать стальные пластины толщиной 16 сантиметров пилы, изготовленные в Нидерландах, отказали. При этом на корпусе "Курска" есть участки толщиной 20 сантиметров. "Сделать почти ничего невозможно", - писала московская газета "Новые Известия". Прилетели инженеры из Роттердама, которые подвезли запасные детали для ремонта пил. За работы по подъему лодки русские платят все же своим иностранным партнерам 140 миллионов марок.

Пилы должны работать с помощью дистанционного управления. Для этой цели на дне моря закрепляются два гидравлических цилиндра, которые должны пропускать цепь пилы через корпус подводной лодки, точно также, как при обычной распиловке ствола дерева. Если отремонтировать дорогостоящую технику не удастся, то тогда подъем атомного крейсера водоизмещением 18 000 тонн в этом году исключается. К тому же значительно вырастет стоимость проведения всей операции. Отделение носа от корпуса лодки и без того считается делом непростым. Наконец, неясно, сколько из 22 торпед, находившихся на борту лодки, остались невредимыми.

Еще одна проблема, которую недооценили русские, заключается в том, что "Курск" окутан толстым слоем каучука в качестве изоляции. Пилы застревают в нем. Поэтому водолазы вынуждены сначала вручную удалять каучуковую оболочку, что очень тяжело, с тем, чтобы вообще пустить в ход пилы. И все это на глубине более сотни метров.

Однако отказывает не только техника: до сего времени из 26 предусмотренных технологических отверстий в корпусе лодки, через которые должны пропускаться стальные тросы, сделаны только девять. Норвежское телевидение процитировало слова одного из английских водолазов: "Российские водолазы, с которыми мы здесь работаем, подготовлены очень плохо". "Курск", прежде самая современная подводная лодка российского флота, затонула 12 августа прошлого года с экипажем из 118 человек на борту в результате двух сильных взрывов. После столь же драматической по своему характеру, сколь и по-дилетантски проведенной спасательной операции президент Владимир Путин пообещал членам семей погибших поднять лодку в этом году и достойно похоронить членов ее экипажа. Тем не менее, даже "Новые Известия" помещает статью, которая так и озаглавлена: "Курск" будет поднят только в следующем году". Уже сейчас флотское руководство отстает по времени от графика на две недели. Погода на Баренцевом море - большая неизвестная величина. Так, в районе в 300 километрах севернее Полярного круга уже в начале сентября могут начаться осенние бури со снегопадом. В случае больших волнений на море операцию по подъему лодки придется переносить на май следующего года. Однако, невзирая на массу проблем, руководство флота в Москве невозмутимо заявляет, что все идет по плану.

Тем не менее, ответственные чины уже занялись поисками виновных. Так, русские обвиняют норвежский военно-морской флот в том, что локаторы его двух разведывательных кораблей, отслеживающих спасательную операцию, мешают работе водолазов. Норвежцы отвергли эти обвинения как "полностью необоснованные".