Союзники бывают разные. Тони Блэр (Tony Blair) тронул сердца многих американцев своей жесткой реакцией на недавние бесчеловечные террористические акты в США.
Кроме всего прочего, он завоевал доверие администрации Буша тем, что предложенная им поддержка до сих пор не была оговорена никакими условиями. На первый взгляд, выражения поддержки, расточаемые президентом Путиным, были такими же далеко идущими. Однако на поверку оказалось, что Москва играет в более темную игру.
Россия не испытывает симпатий к режиму Талибан. В Чечне и повсеместно она проводит крайне антиисламистскую политику, которая имеет тенденцию к росту. Очевидно, что она желает устранения правящего в Кабуле режима. Однако при этом не допускает и мысли об увеличении влияния США в данном регионе. Это объясняет подозрительность военного истэблишмента - возглавляемого старым коллегой Путина Сергеем Ивановым - по поводу использования Америкой военных баз бывших советских республик. Эта подозрительность проявилась не столько в прямом противостоянии с США, сколько в давлении на такие страны, как Узбекистан, которые не так-то просто заставить играть на своей стороне. Она также проявилась в недавнем почти ультиматуме Грузии, в котором прозвучало требование выдворить чеченских террористов.
Таким образом Россия стремится добиться того, чтобы любое действие против террористов осуществлялось по ее правилам. Она, по меньшей мере, хочет благословлять своим одобрением любое военное действие. Однако в то время, как поддержка российской стороны представляется очевидно желательной, ей нельзя отводить роль третейского судьи американского присутствия в регионе. Даровать ей такой статус означало бы игнорировать усилия таких стран как Грузия, Украина, Узбекистан и Молдова, прилагаемые ими с 1997 года и направленные на выход из орбиты влияния России. Этот статус также оказал бы значительное влияние на независимость других бывших советских республик.
Правда заключается в том, что Америка достаточна сильна, чтобы добиться того, что она хочет и ей совсем нет нужды платить предложенную цену. Для того, чтобы добиться этого Вашингтон должен обеспечить странам азиатского региона видимые гарантии в том, что сотрудничество с ним не повредит ни их внутренней, ни внешней безопасности. Однако если эти страны будут знать, что американское присутствие будет краткосрочным, зачем им рисковать и навлекать на себя гнев как России, так и исламистов? В этом случае политика великой державы противоречит американским интересам - в любом случае Россия больше не является великой державой, от ее былого величия остались только территории.