Президент Владимир Путин проявил впечатляющий талант лавировать посреди внутренних и стратегических проблем, которые, несомненно, сбили бы с толку его предшественника Бориса Ельцина.
Например, несмотря на некоторые глубоко укоренившиеся здесь антиамериканские настроения, Путин в грядущей войне встал на сторону Соединенных Штатов. Осведомленные люди в Москве рассказали агентству новостей UPI, что Путину пришлось преодолеть сопротивление тех лиц в Генеральном Штабе и в секретных службах, кто выступал за более осторожный подход России к конфликту, выдвигая для обоснования своей позиции два основных аргумента. Во-первых, они считают Соединенные Штаты стратегическим соперником России. Во-вторых, они боятся мести со стороны исламского и арабского мира, если Россия поддержит крестовый поход США против исламских террористов.
Многие в руководстве российских силовых структур испытывают инстинктивное недоверие к США, что в значительной степени является пережитком советских времен, когда Америка фигурировала в качестве "основного противника" Советских вооруженных сил.
Несколько отставных генералов, являющихся в настоящее время советниками министерства обороны, заявили UPI на организованной консервативным немецким институтом, Фондом Конрада Аденауэра, конференции по международной безопасности, что Россия не должна помогать Соединенным Штатам в то время, когда "Вашингтон добивается расширения НАТО и планирует выйти из договора по ПРО от 1972 года".
"Планируемая система, ее радиолокационные станции, центры управления, и значительное число ракет - перехватчиков, будут направлены против России", - заявил генерал-майор в отставке Александр Клаповский, консультант Постоянной Экспертной Комиссии по НПРО при МИДе России.
"НАТО совершила агрессию в Косово, и будет находиться меньше, чем в 200 милях от Санкт-Петербурга, если Эстония присоединится к альянсу", - отмечает генерал-лейтенант в отставке Федор Ладыгин, бывший руководитель Главного Разведывательного Управления или ГРУ.
Эти опытные высокопоставленные военные, как правило, 60-ти с лишним лет, все еще пользуются значительным влиянием в российских властных коридорах, где их заместители и протеже занимают сегодня руководящие должности. Часто они консультируют за немалые деньги производителей вооружений, желающих продавать его в Иран и Ирак.
Многие россияне, относящиеся к среднему классу, разделяют эти убеждения. Ведущий популярного телевизионного ток-шоу сказал в интервью UPI, что большинство e-mail, пришедших в ответ на его программу, содержали одновременно и ноты сочувствия в адрес пострадавших людей, и реплики, отражающие неприязнь к Америке, ее внешней политике, ее культуре, которую очень часто считают слишком высокомерной.
Российская военная разведка разработала апокалиптические сценарии, которые, если они осуществятся, приведут к катастрофе. "Талибан может разгромить Северный Альянс, оставшийся без руководителя, после того как 10 сентября был убит Ахмад Шах Масуд, военный лидер антиталибского Северного Альянса", заявил в интервью UPI бывший полковник ГРУ, являющийся сейчас старшим сотрудником одного из московских научных институтов.
Согласно другому сценарию, США оттеснит талибов на север, но не сможет предотвратить исламский мятеж в Пакистане. "В таком случае России придется послать войска в обширные пустыни Центральной Азии, в то время как пуштуны, поддерживающие Талибан, могут свергнуть президента Пакистана Мушарафа и получить доступ к порядка 75 ядерным установкам, оснащенным баллистическими ракетами средней дальности, способными поразить Дели или Ташкент", - добавил бывший офицер ГРУ.
Другие группы, предлагающие занять выжидательную позицию в отношении помощи Соединенным Штатам, включают в себя проарабские и, особенно, проиракские круги в Москве. Депутаты Госдумы, такие как Владимир Жириновский и Алексей Митрофанов из экстремистской анти-западной "Либерально-Демократической" партии, часто совершающие поездки в Багдад, призывают к конфронтации с Соединенными Штатами.
Митрофанов выставил себя посмешищем, когда выступил с предложением, чтобы Россия использовала свой ядерный щит для защиты исламских стран, которые могут подвергнуться атаке со стороны США.
И, наконец, есть экстремисты среди российских мусульман, такие как Гейдар Хемал, председатель Исламского Комитета России. Он заявил UPI, что выступает за "цивилизованное отделение российских мусульман" и введение Шариата. Как-то раз Хемал заявил, что российские законы исходят "от дьявола".
Российский министр обороны Сергей Иванов ясно высказался за выжидательный подход, когда на прошлой неделе исключил введение американских войск на территорию стран - членов СНГ, регионального блока, возглавляемого Россией.
Однако менее чем через две недели Путин отверг предложения антиамериканской клики, и поручил вынужденному подчиниться, министру обороны Иванову возглавить действия России, направленные на помощь США.
Путин также "предоставил свободу действий" центральноазиатским руководителям, которые надеются, что Россия обеспечит их безопасность. По мнению кремлевских консультантов в области внешней политики он сделал это по трем причинам.
Первое, Путин полагает, что радикальные исламистские силы, особенно, Талибан и организация Бен Ладена представляют явную и подлинную опасность соседям России в Центральной Азии и самой России.
Кремль с опасением следит за возрастающей угрозой светскому режиму узбекского президента Ислама Каримова со стороны Исламского Фронта Узбекистана, возглавляемого Джумой Намангани, террористом, находящимся в розыске, который по сообщению РИА-Новости был заместителем Бен Ладена. Эта связь говорит о возможности крупной атаки против союзников России.
Во-вторых, Кремль неоднократно утверждал, что чеченские сепаратисты связаны с Бен Ладеном. Только режим талибов признал независимость Чечни. Теперь Кремль видит возможность нанесения пропагандистского и военного удара по чеченцам.
В-третьих, Путин увидел беспрецедентную возможность совершить прорыв в отношениях с Западом. Он полагает, что Европа и США изменят тон своих заявлений по Чечне и перестанут преследовать Россию за происходящие там нарушения прав человека. Считается, что принимающий его в Германии канцлер Герхард Шредер именно это пообещал ему.
Путин совершил мастерский пропагандистский ход, предоставив чеченским мятежникам срок в 72 часа для того, чтобы начать переговоры со специальным представителем Путина на юге, генералом Виктором Казанцевым, на условиях "сдачи оружия и интеграции в мирную жизнь". Это не совсем то же, что безоговорочная капитуляция, которой хотят российские генералы, но это такой жест, который понравится Западу.
В качестве еще одного шага, направленного на завоевание общественного мнения, Путин инициировал Исламскую конференцию против терроризма, которую проведут умеренные руководители Мусульман России, такие как Главный Муфтий России, Гайнутдин.
Затем Путин посетил Германию и произнес впечатляющую речь, на немецком языке, перед Бундестагом, германским федеральным парламентом в Берлине. Согласно обычно критически настроенному российскому телеканалу ТВ-6, он стал первым иностранным лидером, совершившим подобное, и сорвал бурю аплодисментов у аудитории. Теперь Путин может попросить о чем-либо более существенном, например, о списании долгов или изменении графика выплаты огромного 100 миллиардного долга, оставшегося с советских времен.
По мнению Вячеслава Никонова, ведущего московского политического комментатора (и внука Вячеслава Молотова, бывшего председателем правительства и министром иностранных дел при Сталине), Россия должна использовать беспрецедентный переворот в международных отношениях для того, чтобы ускорить интеграцию с Западом и твердо оставить всю враждебную риторику времен холодной войны в прошлом.
Никонов и другие молодые аналитики отвергают пожилых генералов как консервативных сторонников холодной войны. По его словам, Россия должна потребовать большей компенсации за свое впечатляющее сотрудничество в борьбе против Афганистана и Бен Ладена: отмены или отсрочки расширения НАТО на Балтийские государства или уступки по договору по ПРО,
Во время последнего кризиса Путин сумел преобразовать свои высокие рейтинги популярности во впечатляющее лидерство.
Возможно, что глобальные экономические факторы работают против него. Но, если цены на нефть, основной источник доходов его государства, будут держаться выше $20 за баррель, если в России не начнется спад, и ей не придется проливать кровь в Афганистане, Путин может сыграть роль стратега, который ловко воспользовался данной ситуацией для того, чтобы сблизить свою страну с Западом.