Г-н Спикер, позвольте поблагодарить Вас за третий созыв Парламента со дня 11 сентября.
<┘> Началось нанесение ракетных и бомбовых ударов по террористическим лагерям Усамы бен Ладена (Usama Bin Laden) и военных учреждений режима движения "Талибан". Они были нанесены американскими и английскими вооруженными силами при поддержке других союзников. Было выбрано тридцать целей. Двадцать три из них находились вне крупных городов. Три цели находились в Кабуле, еще четыре располагались по соседству с другими крупными населенными пунктами. Во всех случаях, были предприняты все возможные меры, направленные на то, чтобы избежать потерь среди гражданского населения. Британские силы участвовали в нанесении ударов путем запуска с подводных лодок крылатых ракет "Томагавк" по тренировочным лагерям террористов.
Еще слишком рано говорить о полном эффекте вчерашней акции. Однако мы можем сказать, что, судя по первоначальным показателям, операция коалиции прошла успешно и достигла своей цели разрушения и поражения объектов террористической сети "Аль-Каида" и военного аппарата защищающего их движения "Талибан". Эта операция продолжится, и я могу сообщить Палате, что сейчас проходит вторая волна воздушных атак.
В свое время они будут поддержаны и другими действиями, также тщательно направленными против военной сети противника.
Мы начали действовать почти четыре недели спустя 11 сентября. Я отдаю должное лидерским качествам президента Буша (Bush), тому, что он имел терпение подождать. Это ожидание было необходимо по трем причинам. Во-первых, нам необходимо было определить, кто несет ответственность. Как только стало ясно, что атаки были спланированы и осуществлены террористической сетью "Аль-Каида", мы решили дать режиму Талибов время для того, чтобы он определился со своей позицией: будет ли он укрывать бен Ладена или выдаст его? Было справедливо предъявить им ультиматум и дать время на ответ. Сейчас стало ясно, что они выбрали сторону терроризма.
В третьих, нам нужно было время, чтобы убедиться, что при нанесении целей потери гражданского населения будут минимизированы. Наш спор ведется не с народом Афганистана. Он является жертвой режима Талибов. Он живет в нищете, он ужасно угнетен, женщины лишены практически всех основополагающих прав человека, а в стране установлена грубая форма теократической диктатуры, жестокой и деспотичной. Мы делаем все, что мы можем, чтобы ограничить воздействие нашей акции на простых афганцев. Я повторяю: мы не оставим их после завершения конфликта, как это случалось в прошлом. Мы останемся с ними и будем помогать им, чтобы у них было лучшее, более стабильное будущее с правительством, в котором будут представители всех этнических групп. Это наше обещание народу Афганистана.
Наша коалиция сильна. Кроме Великобритании, Франция, Германия, Австралия и Канада заявили о своей военной поддержке. Мы также должны помнить о вкладе, который уже делает Германия во главе с канцлером Шредером (Schroeder), возглавив миссию НАТО в Македонии и освободив таким образом ресурсы других союзников для применения их в Афганистане. Я говорил с премьер-министром Испании Азнаром (Aznar) вчера вечером. Он выразил свою полную поддержку и обозначил готовность оказать военную поддержку. Мы должным образом ценим и приветствуем помощь Испании, так же, как и Италии. И конечно, полную поддержку оказывает НАТО. Организация Североатлантического договора предоставляет пять самолетов дальнего радиолокационного обнаружения и наведения авиации (системы AWACS), чтобы освободить ресурсы США для применения в этой операции. Мы надеемся, что НАТО вскоре согласится на перемещение военно-морских сил с той же целью.
Европейский Союз полностью поддерживает операцию. Россия сделала сильное заявление, призывающее к решительным действиям против зла терроризма. Китай высказался за усилия по борьбе с терроризмом, призвав наносить военные удары по специфичным объектам. Всестороннюю поддержку высказал премьер-министр Японии.
Президент Пакистана Мушарраф (Musharraf) назвал военные удары "действиями против террористов, терроризма, их убежищ и их сторонников". Пакистан оказывает помощь, предоставляя разведывательные данные, тыловое обеспечение и воздушное пространство.
В воскресенье я встречался с премьер-министром Индии Ваджпайи (Vajpayee), который заверил меня во всесторонней поддержке усилий по борьбе с международным терроризмом.
В арабском мире жестокие преступления 11 сентября повсеместно осуждаются, и понимается необходимость принятия мер против сети "Аль-Каида".
<┘>
Правосудие также делает нашу коалицию такой же важной с гуманитарной точки зрения, какой она является с военной точки зрения.
Мы создали эффективную коалицию для урегулирования гуманитарного кризиса в регионе, который без сомнения существовал и до 11 сентября.
Нашим приоритетом является восстановление маршрутов поставки продовольствия в Афганистан. За прошедшие две недели в страну благодаря усилиям Организации Объединенных Наций и других международных организаций поступило около пяти тысяч тонн продовольствия.
На заседании ООН в Женеве, состоявшейся в эти выходные, страны-доноры пообещали выделить шестьсот миллионов долларов США, включая обещанные Великобританией 55 миллионов долларов.
Мы сделаем все, что мы можем, для того, чтобы помочь сбежавшим от Талибов людям. Все, о чем мы их просим - это не препятствовать поставкам гуманитарной помощи в страну.
Мы также должны охранять и нашу страну. Нашей первейшей обязанностью является безопасность общества. После 11 сентября все наши мероприятия тщательно проверяются. У нас существуют обширные планы действий на случай непредвиденных обстоятельств в Великобритании. Мы делаем все, что в наших силах, чтобы предусмотреть и предупредить любые акции возмездия. Пока еще мы не знаем о каких либо особых достоверных угрозах, направленных против Великобритании, однако нужно быть глупцами, чтобы не соблюдать высочайший уровень бдительности, хотя это, как мы знаем из опыта Соединенных Штатов, не легкая задача. Между английскими, американскими и правительствами и организациями существуют хорошие контакты, производится обмен данными экспертиз и планирования.
Я знаю о душевной боли родственников работников гуманитарной миссии, задержанных в Афганистане. Мы надеемся, что сведения об их освобождении правильны, однако не имеем еще официального подтверждения.
Мы долго будем участвовать в этой операции.
Даже когда с "Аль-Каидой" будет покончено, работа не закончится. Сеть международного терроризма не ограничивается только "Аль-Каидой".
И очень важно, чтобы мы поняли, почему нам необходимо объединиться с США и другими союзниками в этой борьбе.
<┘>
Мы защищаем не только правое дело. Мы защищаем нашу страну, наш народ, нашу экономику, наш образ жизни. Эта борьба не пребывает вдалеке от наших повседневных забот. Она непосредственно их затрагивает.
Не мы стали инициаторами этого конфликта.
Мы не идем сражаться с легким сердцем. Мы, все государства, принимающие участие в этой акции - мы мирные люди, предпочитающие жить в мире.
Однако желание жить в мире никогда не должно восприниматься теми, кто нас атаковал, как слабость. В случае атаки мы ответим, мы будем защищать себя, и наше нежелание использовать силу означает, что когда мы будем использовать ее, мы будем делать это с полной уверенностью, что мы победим.
<┘>