Одержав победу над Советским Союзом (1989), афганцы приступили к распространению в Средней Азии радикального исламского призыва, особенно среди молодого поколения, которое вновь стало регулярно посещать мечети и прилагать огромные усилия для возрождения религиозного наследия Ислама. В политическом плане эти исламские тенденции оформились в политические движения: узбекское исламское движение в Узбекистане, Исламская партия, партия Освобождения, партия исламского возрождения в Таджикистане, исламское движение в Чечне и Дагестане┘и.т.д. И все это делается для того, чтобы завтра Ислам стал единственным средством для самоопределения этих юношей, а также для того, чтоб покончить с господством русской культуры.
После развала Советского Союза региональная политическая карта сильно изменилась - появились исламские республики Средней Азии. Шесть независимых республик: Узбекистан (3,24 миллиона жителей), Казахстан (2,16 миллиона жителей), Азербайджан (7,7 миллионов жителей), Таджикистан (1,6 миллионов жителей), Кыргызстан (6,4 миллиона жителей), Туркменистан (4,4 миллиона жителей). При всем при этом в этих республиках сосредоточены колоссальные природные богатства. Например, Туркменистан самый крупный добытчик золота в мире и четвертый по добыче природного газа, Таджикистан - крупнейший в мире добытчик серебра, также на его территории сосредоточены огромные запасы ураниума. В добавление к этому нефть Каспийского моря (200 миллиардов баррелей, на сумму 4000 миллиардов долларов, при цене за баррель 20 долларов). Все это и привлекает сюда региональные силы: Пакистан, Иран, Турция, Россия, Индия, Китай, а также и международные: Соединенные Штаты Америки, Европейский Союз и Израиль. Все для того чтобы получить в свое распоряжение эти несметные богатства, особенно нефть Каспийского моря, которое в западной прессе называют вторым Персидским заливом. Таким образом, создание нового регионального режима отвечает противоборствующим интересам этих сил.
Как региональные, так и международные силы играют важную роль в выборе этих республик. Новый мировой порядок требует, чтобы во всех бывших советских республиках был установлен демократический строй, за исключением исламских республик Средней Азии, где ожидается создание исламских демократических режимов, что позволяет прежним, еще социалистическим, руководителям оставаться у власти и осуществлять преобразования. Отрицательную роль во всем этом, однако, играет тот факт, что в республиках проживают граждане многих национальностей. Например, русских в Казахстане 6,35%, в Кыргызстане 5,21%, в Таджикистане 6,7%, в Туркменистане 8,9%, в Узбекистане 3,8%. Узбеки тоже многочисленны в этих республиках: в Азербайджане 2,2%, в Казахстане 2,2%, в Туркменистане 9%, в Кыргызстане 6,12%, в Таджикистане 5,23% (именно такие цифры приводятся в статье - прим. пер.). Наличие данного фактора делает легкий и простой выбор этих стран невозможным.
В этой связи руководители республик часто делают выборы, противоречащие друг другу. Например, вхождение в региональную организацию экономического сотрудничества, в которой вместе с Ираном, Турцией и Пакистаном теперь состоят ( с 1992 года) Туркменистан, Таджикистан, Узбекистан и Кыргызстан. А вместе с этим тесные отношения Азербайджана с Турцией и, конечно, традиционно прочные связи среднеазиатских государств с Россией. Правители этих стран серьезно опасаются создания нового регионального союза на основе Ислама. Боятся они и того, что религия проникнет в политику и сольется с ней, поэтому они принимают различные социальные программы, которые имеют цель помешать исламизации власти. Одновременно республики стремятся к рыночной экономике и развитию отношений с западными странами в целом и, особенно, с Соединенными Штатами Америки, для того чтобы создать противовес давлению России.
На региональной арене Россия, которая сохранила в среднеазиатских республиках свое военное присутствие, считает их своими союзниками и жизненно важными для своих национальных интересов, разделяя понятия "ближнее зарубежье" и " дальнее зарубежье". Россия для сохранения своей политической и экономической власти в регионе давит на эти государства при помощи заключенных ранее договоров и соглашений (например, договор от 1992 года о коллективной безопасности). Как и Запад, Россия препятствует исламизации политики, о чем заявил в 1993 заместитель министра иностранных дел Российской Федерации.
Что касается Турции, то она стремится к соглашениям с Соединенными Штатами и Израилем, чтобы удачно для себя использовать появившиеся в странах Средней Азии национальные настроения и создать единое туретское пространство, вплоть до Китая, поэтому и называет население "близкими турки" и "дальними турками". Турции удалось добиться большого успеха в том, что ее порт Джейран был выбран для транспортировки азербайджанской и туркменистанской нефти на мировые рынки (по нефтепроводу Баку-Тбилиси-Джейран), длина которого достигает 1730 км. Это дает Турции возможность для транспортировки через свою территорию 10% мировой нефти и приносит ежегодно 13 миллиардов дохода, а также покрывает внутренний потребности Турции в нефти.
Иран, в свою очередь, пытается использовать религиозную и языковую общность, сложившуюся в регионе между странами. В 1992 году в Тегеране состоялась конференция по научному и культурному сотрудничеству, с участием бывших республик Советского Союза среднеазиатского региона. Работа конференции была сконцентрирована на языковой связи и роли, которую играет персидский язык Фарси. Была сформирована группа стран, говорящих на Фарси (Иран, Афганистан, Таджикистан). Большим достижением Ирана является тот факт, что он сумел получить 5% акций нефтяного консорциума, основанного для разработки азербайджанских нефтяных месторождений, с уставным капиталом 4,7 миллиарда долларов. Также Иран сумел укрепить свои отношения с Таджикистаном и связать регион сетью железных дорог, прозванной "Шелковым путем".
Пакистан, со своей стороны, стремится укрепить свои позиции в регионе, которые сильно пошатнулись после окончания "холодной войны" и распада Советского Союза, используя роль, которую он играет во внутренней борьбе в Афганистане, рассматривая его, как одно из государств, через территорию которого можно провести газо и нефтепровод их бассейна Каспийского моря в Индийский океан, для ее продажи в Восточную Азию. Ко всему прочему, дружественный режим в Афганистане приближает его к границам Средней Азии.
Соединенные Штаты сумели создать с этими республиками, под лозунгом "сотрудничество ради мира", ряд экономических компаний. И используют экономическое давление на руководство этих стран, чтобы защитить свои экономические и политические приобретения в регионе, а главным образом для того, чтоб лишить Россию доходов от транспортировки газа и нефти через территорию Средней Азии и осушить денежный поток, считая его опасным для своих интересов.
Сегодня от стран региона требуется поддержка в войне против движения Талибан. У них давно существуют острые разногласия с этим движением, и они будут рады, если с ним покончат окончательно. Однако, как сказал Герхард Фоулер "среднеазиатские страны не пойдут на единоличную гегемонию со стороны Соединенных Штатов, так как это позволит им вести войну у самых границ и еще больше вмешиваться в международные дела". В связи с этим, вопрос о выборе и будущем региона остается открытым.