- Тенденции в России при анализе событий.
- Угрозы для России.
- Ожидаемые выгоды для России.
Взрывы в Вашингтоне и Нью-Йорке определили черты "врага" нового международного режима и предоставили его (врага) окончательную картину - это арабы и мусульмане. Это определение явилось следствием террористических актов 11 сентября в Соединенных Штатах. В то же самое время закончился период, продолжавшийся десять лет, после крушения социалистического лагеря. Сильные сего мира, полны решимости отразить удары "врага" напавшего на Соединенные Штаты Америки.
России, в новой международной обстановке, сложившейся в последнее время, было необходимо определить свою позицию. Либо присоединиться к врагам, которые рано или поздно, но будут уничтожены ракетными ударами, либо войти в новый международный союз, пусть даже на вторых позициях. Россия выбрала второе.
Тенденции в России при анализе событий.
Не секрет, что наш мир разделен на два мира, а цивилизация на две цивилизации, поэтому ни для кого не стало неожиданным, что президент Российской Федерации Владимир Путин, выступая по телевидению с речью сразу после террористических актов в Вашингтоне и Нью-Йорке, использовал термин "цивилизованный мир". А также выразил, как и все международное сообщество, глубокие соболезнования Соединенным Штатам. Фактически этим президент России признал существование "нового врага", а также и новых правителей мира (Соединенные Штаты), согласившись на второстепенную роль России.
Заместитель главы комитета по международным отношениям в верхней палате российского парламента Михаил Маргелов, кратко характеризуя существующие тенденции в российском руководстве, заявил: "Проблема различия и даже столкновения между культурами, должна выйти из академической и теоретической плоскостей и перейти на уровень фактических решений и действий". В то же время председатель Коммунистической партии Российской Федерации Геннадий Зюганов, комментируя сложившуюся ситуацию, предостерег, что столкновение мусульманского мира с остальной частью мирового сообщества приведет к ужасной катастрофе. Он также добавил, что бомбардировки и обстрелы стран, называемых "странами изгоями", приведут к накоплению озлобленности и обострению картины несправедливости в мире.
В это же время появилась третья тенденция, которую озвучил глава движения "Евразия" Александр Дугин. А именно он сказал, что террористические акты в Соединенных Штатах ознаменовали конец двадцатого века и приход нового мирового порядка, который уже прошел этап своего формирования.
Угрозы для России.
Террористические акты в Вашингтоне и Нью-Йорке поставили российскую политику перед грядущими изменениями и действительностью, которую никак нельзя игнорировать. А именно:
Первое. Существование, самой большой, какую только знала история человечества, совместной военной базы Соединенных Штатов Америки и Североатлантического альянса на Балканах у самых границ России, дислокация вооруженных сил Америки и НАТО в странах Ближнего Востока, а также формирование новой военной базы, ввиду войны в Афганистане, на границе Средней Азии. Необходимо отметить, что на протяжении всей истории Москва рассматривала республики этого региона, как зону своих стратегических и национальных интересов, тем более, что эти республики связанны с Россией договором о совместной обороне. У России в странах среднеазиатского региона расположены военные базы и стратегические позиции. Например, дислоцирующаяся в Таджикистане 201 российская дивизия пограничных войск, космодром Байконур в Казахстане, жизненно важный для России воздушный коридор через Узбекистан, связывающий ее с 201 дивизией в Таджикистане ┘и.т.д.
Второе. Террористические акты 11 сентября в Соединенных Штатах окончательно подтвердили важность создания для Америки нового "ядерного зонтика" (программа национальной противоракетной обороны), который без сомнения уничтожит хрупкое стратегическое равновесие между Соединенными Штатами и Россией. Подтверждением этому служит тот факт, что в пятницу 22 сентября верхняя палата американского парламента (Сенат) перевел на счета Пентагона (министерство обороны США) ассигнования на эту программу.
Третье. В своем анализе ситуации министерство обороны России убеждено, что попытка взорвать в Вашингтоне Белый дом содержит в себе возможность развязывания Америкой широкомасштабной войны, которая приведет к началу третьей мировой войны. Ряд российских генералов подчеркивают, что все мировые войны начинались именно по такому сценарию, например, пожар в Рейхстаге. Ко всему прочему в России есть предположения, которые нельзя не учитывать, что Усама Бен Ладен не мог организовать, спланировать и осуществить эти беспрецедентные террористические акты, по крайней мере, не мог это сделать самостоятельно, без помощи изнутри Соединенных Штатов и, более того, без сотрудничества с другими международными силами. Такого мнения, среди прочих, придерживается генерал и военный специалист Николай Леонов.
В своих исследованиях Кремль уже называет эту широкомасштабную войну третьей мировой. Этот факт подтверждает подготовка военного командования, проведение которой признают некоторые ответственные лица из рядов вооруженных сил России, хотя некоторые считают эти мероприятия излишними. Из ряда мероприятий по военной подготовки можно упомянуть следующие:
1 - Приостановка Россией, по требованию Соединенных Штатов Америки, регулярных полетов своей стратегической авиации над Тихим, Атлантическим, Индийским и Северно-Ледовитым океанами.
2 - Издание приказов по военно-воздушным силам Российской Федерации для воздушного дежурства истребителями ТУ-22 над территорией России, в целях обеспечения необходимой безопасности.
3 - Приведение систем противоракетной оборон в повышенный режим боеготовности, особенно в Москве.
4 - Увеличение количества военных радаров.
5 - В кратчайшие сроки приводить в исправность поврежденные самолеты.
6 - Прогнозирование возможного развития событий, поиск возможностей изменения технических мероприятий и пересмотр положений об обязательном разрешении на сбивание атакующих позиции российских войск самолетов.
7 - Принятие жестких мер по охране важных объектов и организаций. Переведение всех силовых министерств и ведомств на усиленный режим несения службы, особенно в тех регионах России, которые расположены рядом с очагами конфликтов.
8 - Приведение в повышенную боеготовность 201 дивизии, дислоцирующейся в Таджикистане, на границе с Афганистаном.
9 - Подготовка существующего воздушного коридора на юге Таджикистана, для пролета российской военной авиации.
10 - Отдание руководству войск противоракетной обороны приказов на уничтожение любого самолета, атаковавшего российские позиции в Таджикистане или в любом другом месте.
Мотивируя эти мероприятия, генерал Леонов сказал, что Соединенные Штаты не стремятся к широкомасштабной войне, но готовятся к изменениям в своей конституции, корректировке законов и пересмотра вопросов о демократических свободах.
Четвертое. Президент Буш заявил, что Соединенные Штаты начинают войну с международном терроризмом, а не с нами (имеются в виду арабы). Также США делают все возможное для того чтоб привлечь на свою сторону все великие державы, такие как Россия, Китай и развитые страны Западной Европы, принять условия, выдвинутые администрацией Белого дома, и присоединиться к новому союзу для борьбы с терроризмом.
Пятое. Угроза военного вмешательства Соединенных Штатов во внутренние дела России, основываясь на заявлениях высокопоставленных американских чиновников, сделанных после взрывов в Вашингтоне и Нью-Йорке, в которых говорится о том, что Усама Бен Ладен, возможно, скрывается в Чечне.
Ожидаемые выгоды для России.
У России нет выбора, кроме как присоединиться к новому антитеррористическому союзу. В данной ситуации российское руководство задается одним вопросом, как наилучшим образом для себя использовать разгоревшийся кризис? Среди возможных достижений России можно назвать следующие:
1. Разобраться, наконец, с афганским движением Талибан.
2. Реструктуризация российских долгов, а, возможно, и списание части из них международными финансовыми организациями (в 2001 году Россия должна выплатить 30 миллиардов долларов).
3. Откладывание решения вопроса о вступлении бывших республик Советского Союза в Североатлантический альянс, особенно Украины и балтийских стран.
4. Активизация международных организаций, в авангарде которых Организация Объединенных Наций и Совет Безопасности, для борьбы с международным терроризмом. Этого уже давно добивался этого, для активизации своей роли на международной арене, для защиты международных правовых норм, а также для уменьшения международного влияния Соединенных Штатов Америки.
5. Путем своего участия в американской операции по борьбе с терроризмом в Афганистане Москва может сохранить в Средней Азии свои военные базы и стратегические позиции, что соответствует национальным и стратегическим интересам России в этом регионе.
6. Способствовать позитивным стремлениям и движению мусульманской общины в России, которая насчитывает двадцать миллионов человек.
7. Уничтожить чеченское сопротивления при поддержке мирового сообщества, о котором Москва даже не мечтала. После террористических актов в Соединенных Штатах президент России Владимир Путин обратился к чеченским боевикам с ультиматумом, в котором содержалось требование сдать оружие в течение трех дней, начиная с 25 сентября. Также Россия попыталась, в свете контр террористической операции мирового масштаба, представить чеченских боевиков, как международных террористов. В то же время смягчилась европейская позиция по осуждению действий России в Чечне. Вашингтон, в свою очередь заявил, что в ближайшее время перекроет все финансовые потоки для чеченских сепаратистов. Ко всему прочему некоторые российские наблюдатели предполагают, что Россия в ближайшем будущем может скоординировать свои усилия с Соединенными Штатами для совместного удара по чеченским боевикам.
В свете возможных приобретений России от участия в американской войне с терроризмом на территории Афганистана необходимо принять во внимание тот факт, что начало операции не зависело от того согласится Россия на участие в операции или воздержится от этого. Окончательную позицию России озвучил в своем телевизионном обращении президент Путин, которая заключается в следующих шести пунктах:
1. Россия готова к эффективному международному сотрудничеству по целому ряду направлений. Москва предоставляет и будет предоставлять впредь, в рамках сотрудничества между специальными службами, информацию о террористических организациях и расположении их тренировочных баз.
2. Россия открыла свое воздушное пространство для пролета в зону конфликта самолетов с гуманитарными грузами. Однако некоторые российские обозреватели полагают, что на этих самолетах будут перевозиться солдаты и боевая техника, а не гуманитарные грузы.
3. Россия согласовала свою позицию со своими союзниками в Средней Азии по предоставлению своих аэропортов для военных самолетов.
4. Россия готова принимать участие в поисковых и спасательных операциях.
5. Россия расширяет и углубляет свое сотрудничество с правительством Рабани для поставок Северному альянсу оружия и военной техники.
6. Россия готова и к другим формам и к более глубокому сотрудничеству, для ее участия в операции против терроризма. Характер и глубина этой помощи будет зависеть от качественного уровня отношений между Россией и этими странами и взаимопонимания на по проблеме борьбы с терроризмом.
Как полагают некоторые политики в России, в последнем пункте Путин оставил "лазейку" для военного участия России в операции на территории Афганистана, при условии сохранения Кремлем тесных отношений с новым правительством Афганистана, которое придет к власти после уничтожения движения Талибан. Москва на этом месте желала бы видеть Рабани. По этой причине Москва связывает свою помощь Северному альянсу с сохранением своих позиций в Афганистане.
Северный альянс представляет собой одну из основных сил в сухопутной операции, которую предполагает международный союз по борьбе с терроризмом. У Вашингтона есть только один посредник в его отношениях с Северным альянсом, это Россия. Именно с этой целью 25 сентября в Таджикистане начальник генерального штаба вооруженных сил России генерал Квашнин провел переговоры с командующим войсками Северного альянса
Мухаммедом Фахим Ханом, сменившем на своем посту погибшего Ахмед Шаха.
По данным газеты "Известия", получившей информацию из осведомленных источников министерства обороны, у талибов число бойцов не превышает 50 тысяч человек, 20 тысяч на границе с Пакистаном, 20 тысяч сдерживают Северный альянс и 10 тысяч разбросаны по всей стране.
Согласно тем же источникам планируется нанести несколько ударов по талибам (без учета действий США):
- Северный альянс, поддерживаемый Москвой.
- Подразделения Абд Аррашида Дустума.
- Шиитская оппозиция, связанная с Ираном.
Ко всему прочему надо добавить, что Россия, в рамках кампании против терроризма развивает отношения с Ираном и Индией. В свете всех перечисленных выше фактов некоторые из российских генералов полагают, что начало войны с талибами подорвет усилия Соединенных Штатов и обеспечит быстрое уничтожение Талибана. И самое важное, что это пошатнет позиции США.