Создается впечатление, что они пришли сюда надолго. Техники из 10-й горно-пехотной дивизии США устанавливают вдоль взлетно-посадочной полосы узбекского аэродрома Шанабат прожектора и сигнальные лампы, чтобы круглосуточно принимать тяжелые транспортные самолеты "Геркулес" и вертолеты. Война в Афганистане способна и на такие исторические причуды: Шанабат, бывшый аэродром Советских Вооруженных Сил готовится стать военной базой США. Здесь, ровно в 200 километрах от узбеко-афганской границы, находятся уже более
1 000 американцев, по меньшей мере, еще столько же еще прибудут сюда.
После успешных переговоров между президентом Исламом Каримовым и министром обороны США Дональдом Рамсфельдом (Donald Rumsfeld) Вашингтон и Ташкент заключили соглашение, которое обе стороны расценивают как основу для "качественно новых отношений". Согласно документу, вооруженные силы США могут использовать не только воздушное пространство Узбекистана, но и проводить операции с военных баз этой среднеазиатской республики. В качестве ответной меры США должны защищать Узбекистан от возможных нападений со стороны талибов.
С развертыванием военно-воздушной базы Шанабат США оказались на бывшей советской территории, а де-факто - на заднем дворе России. В то время, как Москва постоянно аллергически реагировала на планы расширения НАТО на восток, рассматривая это, как угрозу интересам безопасности, она осталась на удивление спокойной в связи с появлением США в Средней Азии.
"Я не думаю, что русские очень рады американскому присутствию США в Средней Азии, - считает Владимир Сокор (Wladimir Socor) из американского Джеймстоунского фонда. - Сначала они были категорически против, но были вынуждены уступить, когда американцы обратились напрямую к руководству среднеазиатских республик". В действительности, Узбекистан, который вышел из военной организации СНГ и уже принимал участие в совместных учениях с подразделениями НАТО, уже давно считался русскими ненадежным партнером.
В других среднеазиатских республиках тоже пытаются уйти из-под прежней опеки и влияния России. Так, Таджикистан, где Россия до сих пор содержит группировку своих войск численностью 25 000 человек, и где ее военнослужащие несут охрану границы Таджикистана с Афганистаном протяженностью 1 200 километров, тоже предоставил в распоряжение американцев свое воздушное пространство. Киргизстан и Туркменистан, которые тоже имеют общую границу с Афганистаном, пообещали Вашингтону в худшем случае "поддержку". И Казахстан, 30 процентов населения которого - этнические русские, почему президент Нурсултан Назарбаев и вынужден поддерживать хорошие отношения с Кремлем, не собирался отказывать в поддержке США.
То, что США в поисках партнеров в борьбе с терроризмом слишком разборчивы, не скажешь. Ни в одной из среднеазиатских республик не правит властитель демократического толка. Такие страны, как Туркмения, напоминают о феодальных временах, для которых характерна клановая экономика. Это относится и к Узбекистану. Судя по всему, Вашингтону не мешает то обстоятельство, что в лице Ислама Каримова они сделали своим союзником, отнюдь, не демократического президента. Бывший аппаратчик Коммунистической партии, занимавший высокое положение в советской номенклатуре, Каримов опекает не только прессу, но и жестко борется с оппозицией. Особенно против Джумы Намангани и его организации "Исламское движение Узбекистана", представляющую собой боеспособное военное объединение, которое вооружено лучше, чем регулярные войска, и которое частично содержится на средства Усамы бен Ладнеа (Osama Bin Laden). Для узбекского президента - это проблема. США, видимо, рассчитывает Каримов, помогут не допустить к нему исламистов. Директор Гарвардского форума по исследованию проблем Средней Азии Джон Шеберляйн (John Schoeberlein) считает, что особые отношения между Ташкентом и Вашингтоном могут создать щекотливую и взрывоопасную ситуацию в регионе. "Если Узбекистан пожертвует своими отношениями с Россией и другими своими соседями, это может в дальней перспективе поставить под угрозу его собственные интересы".