17 октября 2001 года. Появляется все больше признаков того, что английские военные отстранены от участия в разгоревшемся в Пентагоне (министерство обороны США - прим. пер.) споре по поводу перспектив военной кампании в Афганистане. Возникли разногласия среди высокопоставленных лиц по обе стороны Атлантики, которые достигли кульминационной точки, когда министр обороны США Дональд Рамсфельд (Donald Rumsfeld) высмеял высказывания самого высокого военного чина Великобритании. Начальник штаба обороны Великобритании адмирал сэр Майкл Бойс (Michael Boyce) предупредил, что конфликт в Афганистане вполне может затянуться где-то до середины следующего года. Ответ г-на Рамсфельда не отличался особой тактичностью. "Знаете ли, он, вполне возможно, знает куда больше, чем я", - сказал он на брифинге в Пентагоне, чем вызвал смех американских репортеров. "Быть может, он прав, - наслаждаясь моментом, продолжал свою мысль г-н Рамсфельд. - Но я очень консервативен, и я не знаю. По-своему я старомоден, мне нравится иметь какое-то основание для того, чтобы утверждать нечто подобное".
Это был не первый признак напряженности в трансатлантических отношениях. Английские официальные лица, которые никогда не распространяются о деятельности Специальной авиадесантной (разведывательно-диверсионной - прим. пер.) службы (Special Air Service - SAS) Великобритании, были раздражены, когда официальные лица министерства обороны США еще до начала воздушных бомбардировок объявили, что SAS действует в Афганистане. Новые свидетельства того, что две стороны не настолько хорошо взаимодействуют, как могли бы, появились, когда американцы объявили о том, что в Афганистане применены кассетные авиационные боеприпасы. В момент, когда многие мусульманские члены хрупкой антитеррористической коалиции высказывают все большую озабоченность по поводу утверждений талибов о многочисленных жертвах среди мирного населения, целесообразность применения бомбовых авиационных кассет, при раскрытии которых высвобождаются более 200 бомбочек, без разбору поражающих наземные цели, была сомнительной. Бывший министр обороны Великобритании доктор Льюис Муни (Lewis Moonie) в ответ на заданный ему на пресс-конференции вопрос, не противоречит ли использование кассетных авиационных боеприпасов цели сведения к минимуму сопутствующего ущерба, сжато ответил, что "такое было всего однажды". Однако официальные лица министерства обороны впоследствии признали, что все еще пытаются найти подтверждение факту применения в Афганистане кассетных авиационных боеприпасов.
Английские официальные лица настаивают, чтобы их не отстраняли от участия в дискуссиях и принятия решений. "Американцы вовлекают нас в их рассуждения, - сказал один высокопоставленный представитель военного ведомства Великобритании. - Им хочется услышать иные мнения. Они их слышат от нас в частных беседах". Но, по мере того, как продолжаются воздушные налеты, растет также и подозрение, что слишком многие в Пентагоне не имеют представления о том, как следует вести войны низкой интенсивности, в то время как англичан, специалистов в этой области, оттесняют в сторону.