Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
"The Economist" (США): Вдруг оказались такими хорошими соседями

Пока Америка ведет войну с террором и хочет построить противоракетную оборону, у России появились возможности

"The Economist" (США): Вдруг оказались такими хорошими соседями picture
The Economist (США): Вдруг оказались такими хорошими соседями picture
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Президент России Владимир Путин понимает, что Соединенные Штаты все равно будут поступать так, как им захочется, не обращая внимания на остальной мир. Он решил извлечь из этой ситуации максимум выгоды, не идя на конфронтацию, а пытаясь добиться важных для своей страны уступок. Нужно только, чтобы это поняли и его соотечественники.

Все как в старые времена. Американский президент встречается со своим российским коллегой для обсуждения вопросов противоракетной обороны, бесчисленного количества ядерных боезарядов и необходимости избегать вызывающую беспокойство нестабильность между двумя крупнейшими мировыми ядерными державами. Однако на этом сходство со временами "холодной войны" заканчивается. В то время, как Джордж Буш (George Bush) готовится встретить Владимира Путина на своем ранчо в Техасе, официальные лица двух государств подсчитывают, не максимальное количество ракет, которого будет достаточно для поддержания мира, а минимальное. Прошло уже более десяти лет с тех пор, как ядерное соперничество между Америкой и Россией грозило миру Армагеддоном. Трансатлантические отношения стали гораздо более добрососедскими за это десятилетие. И все же, от предстоящей встречи веет чем-то историческим.

Если все будет идти хорошо, то основным вопросом встречи станет новый набор стратегических взаимоотношений, более подходящих для мира в период после окончания "холодной войны". Одним из этих отношений может стать соглашение, предусматривающее, что Договор об ограничении систем противоракетной обороны 1972 года (Договор по ПРО) не должен препятствовать проведению испытаний систем противоракетной обороны от ракетных угроз, например, со стороны Северной Кореи, Ирака или Ирана. Договор по ПРО запретил создание систем противоракетной обороны для того, чтобы ни русские, ни американцы не считали, что они могут ударить первыми и потом защититься от контратаки. По другому соглашению стороны смогут сократить свои арсеналы ядерных зарядов на стратегических носителях до уровня в 2000 единиц или даже ниже (по сравнению с тремя с половиной тысячами, которые предусматриваются еще не вступившим в силу Договором о сокращении стратегических наступательных вооружений СТАРТ-2). Это особенно важно для России, которая с трудом может содержать оружие, находящееся в ее распоряжении. И все же, потенциальное историческое значение этому саммиту придает очевидная готовность г-на Путина, четко и открыто занявшего сторону г-на Буша в антитеррористической кампании, дать понять, что Россия отбросила свое десятилетнее недовольство потерей влияния в мире.

Китай следующий?

Г-н Буш был в любом случае настроен настаивать на проведении испытаний элементов системы противоракетной обороны, которые, несомненно, нарушили бы Договор по ПРО. Осуществление этого без "драки" с Россией уменьшит дипломатические трения Америки с ее союзниками в Европе. Это также может смягчить более решительные возражения Китая, который, в отличие от России, опасается того, что его небольшие силы ядерного сдерживания станут бесполезными, и который беспокоится, что эта система противоракетной обороны может когда-либо начать использоваться для защиты Тайваня. Китай напряженно работал над созданием совместного с Россией защитного фронта против Америки. Однако если Россия выйдет из этой коалиции, то Китай тоже можно будет убедить вести переговоры.

Как заявил г-н Буш, именно реакция г-на Путина на террористические атаки против Америки, заключавшаяся в том, что российские войска остались в состоянии повседневной боевой готовности, в то время как американские были приведены в состояние полной боевой готовности, убедила его, что г-н Путин окончательно понял, что "холодная война закончилась" и что можно заключить новое стратегическое соглашение. Однако Россия помогает и иными способами. Преодолев инстинкты своих генералов и дипломатов, г-н Путин предоставил право пролета американским военным самолетам, помог предоставлением разведывательной информации, и позволил Таджикистану и Узбекистану, двум соседствующим с талибским Афганистаном странам, разрешить использовать их военные базы.

Для г-на Буша вопрос заключается в том, насколько глубоко он захочет использовать эти хорошие взаимоотношения, предлагаемые г-ном Путиным. Некоторые из его советников хотели создавать систему противоракетной обороны, невзирая ни на что. Они с пренебрежением отнеслись к попыткам администрации г-на Клинтона (Clinton) построить партнерские отношения с Россией; в первые месяцы президентства г-на Буша российские дипломаты были отодвинуты в конец списка принимаемых. Г-н Буш попытался прекратить выделять деньги, тратящиеся Америкой в России для предотвращения утечки материалов и опыта из ядерного, химического и бактериологического оружейного комплекса. Принимая во внимание новую опасность, заключающуюся в попадании такого оружия в руки террористов, было бы более мудрым наращивать эти усилия - повышать уровень защиты мест хранения оружия, улучшать возможности по определению утечек, разрабатывать безопасные способы избавления от опасных запасов, предоставлять полезную работу бывшим ученым, занимавшимся ранее разработкой оружия - а не сокращать их. И, во имя безопасности, необходимо найти поддающиеся контролю способы уничтожения лишних ядерных боезарядов, которое будет производиться как в рамках новых соглашений о контроле над вооружениями, которые будут заключены на саммите, так и в рамках старых, заключенных ранее соглашений об оружии малого и большого радиуса действия.

Более крепкие американо-российские связи предоставляют г-ну Бушу больше таких возможностей, чем он может захотеть использовать. Однако для России это является шансом восстановить потерянное уважение и влияние в мире. Надежды на "стратегическое партнерство" с Западом, возникшие вскоре после окончания "холодной войны", основывались на старом мышлении Кремля, все еще измеряющего мир сферами влияния. Ответ России на решение НАТО принять в свои ряды новые государства из Восточной Европы, и на интервенцию Запада в Косово, осуществленную с целью положить конец сербским этническим чисткам, заключался в том, чтобы вставить как можно больше палок в колеса Запада, и в том, чтобы найти друзей среди государств с неблагоприятными режимами, таких, как, например, Ирак, который продолжает игнорировать резолюции ООН, посвященные вопросам разоружения, или Бирма. В ответ на просьбу отказаться от одного из лестных напоминаний о былом российском могуществе - от ряда договоров времен "холодной войны", в том числе и от Договора по ПРО - последовало инстинктивное стремление настоять на своем.

Г-н Путин не собирается расставаться со всеми старыми друзьями России, однако он ясно осознает, где лежат его интересы. Он понимает, что не злая воля Запада, а собственная политическая и экономическая слабость его страны подорвала позиции России. Противостояние по вопросам противоракетной обороны, которая никаким образом не угрожает безопасности России, происходило в русле его иных внешнеполитических целей: вернуть Россию в основное политическое русло, получить больший голос в вопросах европейской безопасности и, самое главное, укрепить ее экономику. Антитеррористическая кампания предоставляет г-ну Путину неожиданные дипломатические возможности показать, что Россия все еще является страной, с которой стоит иметь дело. Двух других целей достигнуть будет сложнее.

Новая повестка дня для России

Россия на протяжении долгого времени предпринимает значительные усилия для того, чтобы соответствовать требованиям и кодексам поведения таких организаций, как Совет Европы и Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе, и постоянно нарушает эти требования своей жестокой войной в Чечне и вмешательством в конфликты вокруг своих границ: в Грузии, в Молдове и в спор между Арменией и Азербайджаном по поводу Нагорного Карабаха. Если Россия хочет играть более конструктивную роль в европейской безопасности, она могла бы проявить готовность делать больше для разрешения этих конфликтов, а не для раздувания их. Так, Россия в прошлом серьезно давила на прибалтийские страны, например, отказываясь ратифицировать новые границы, и на другие страны, с тем, чтобы помешать их тесным контактам с Западом. Похоже, что г-н Путин по крайней мере понимает, что НАТО является последней угрозой, которая может представлять для него опасность, что у него нет права вето ни по вопросам принятия в Организацию новых членов, ни по вопросам создания американской системы противоракетной обороны, и что грубое поведение только удлинит очередь желающих вступить в организацию.

В настоящее время вырисовывается более хорошая перспектива взаимоотношений НАТО и России, хотя противоречия, несомненно, останутся. Однако есть и другие клубы, как например Всемирная Торговая Организация, на которые г-н Путин должен обратить внимание. Он уже заявил, что Россия желала бы вступить в ВТО. Трудность будет заключаться в том, чтобы привести российскую мафиозную экономику в какую-либо приемлемую для вступления форму.

До сих пор Россия плыла по течению одна, продавая оружие, нефть и газ. Г-н Путин хочет это изменить. Нефть и газ будут продолжать иметь значение: Россия может оказаться чрезвычайно привлекательной страной, не являясь членом организации ОПЕК, а через двадцать лет, после того, как Европейский Союз расширится, она сможет контролировать более половины поставок газа в Европу. И все же г-н Путин хочет, чтобы Россия была чем-то большим, чем огромная перекачивающая станция. Он хочет занять место среди богатых, индустриально развитых государств. Он начал ускорять экономические реформы внутри страны, однако Россию до сих пор раздражает то, что в Китай каждый год поступает гораздо больше иностранных инвестиций. Сулящее перспективы членство в ВТО может оказаться полезным, как это случилось с Китаем, для установления верховенства закона и более хорошей практики ведения бизнеса, что сделает Россию страной, в которую стоит делать инвестиции.

На ранчо президента США Джорджа Буша в Крофорде в штате Техас достижение этих целей может показаться долгой задачей. Однако г-н Путин видит будущее России отличным от ее прошлого. Г-н Буш начал это понимать. Теперь г-ну Путину нужно убедить в этом и своих соотечественников.