Сегодня Генпрокуратура совместно со Счетной палатой РФ разворачивает "наступление" на руководство МПС, МЧС, Госкомрыболовство и другие министерства и ведомства страны. После обнародования результатов проверок сразу несколько министров оказались на грани отставки. Российские политологи считают, что каким бы ни был финал затеянных уголовных дел, сам факт их возбуждения - удар по правительству такой силы, что резонно задуматься о смене кабинета.
Кому это выгодно и что стоит за атаками прокуратуры? На эти и другие вопросы попытались ответить российские и зарубежные журналисты и политологи. Сегодня у нас в гостях директор московского бюро "Canadian Press" Фред Вейер, директор московского бюро газеты "Tageszeitung" Клаус-Хельге Донат, вице-президент Российской ассоциации политической науки Игорь Яковлев, депутат Госдумы Владимир Рыжков, директор Центра сравнительных политических исследований РАН Борис Шмелев.
1. В последнее время Генпрокуратура не перестает удивлять российскую общественность громкими делами связанными с плановыми и внеплановыми проверками различных министерств и ведомств. Не считаете ли вы, что деятельность Генпрокуратуры должна быть информационно более открытой, особенно в отношении тех дел, которые имеют политическое звучание? Не приведут ли действия прокуратуры к сплочению разных корпораций и политэлит в целях самообороны?
Фред Вейер, "Canadian Press": Я считаю, что деятельность Генпрокуратуры должна быть более прозрачной. Исходя из опыта прошлых лет, в России существуют опасения, что все эти громкие дела и проверки могут быть использованы в чисто политических целях. Поэтому в этих условиях необходима открытость и прозрачность деятельности прокуратуры. Общественность должна знать о том, что происходит в органах надзора, и, соответственно, понимать, что все это делается в интересах наведения порядка, а не является отражением каких-либо новых форм политической борьбы.
Клаус-Хельге Донат, директор московского бюро газеты "Tageszeitung": Открытость необходима, но я думаю, что это связано с традицией. Сейчас открыто говорят о том, что прокуратура и ее представители не являются ангелами. Пример тому дело годовалой давности, когда прокурор получил в подарок квартиру стоимостью $ 400 тыс, а затем начал душить НТВ. Конечно, борьба с коррупцией это хорошо, но хочется спросить почему она началась именно сейчас? Может быть прокуратура в предверии перестановок пытается показать, что она нужна, что она способна на какие-то действия? Но поскольку этот институт тоже не является предметом демократии, то я думаю, что вопрос об открытости этого органа сегодня просто не стоит.
Игорь Яковлев, вице-президент Российской ассоциации политической науки: Одной из основных функций Генеральной прокуратуры является надзор за точным и единообразным исполнением законов гражданами, организациями и должностными лицами. Поэтому проверки прокуратурой министерств и ведомств я оцениваю как действия законные и нужные. Другое дело, что реалии российской жизни показывают: по различным причинам от обнаружения нарушений в ходе прокурорских проверок до возбуждения соответствующих дел дистанция иногда гигантского размера. Известно, что отечественные тюрьмы забиты мелкими воришками, в то время как крупные жулики часто беспрепятственно гуляют на свободе. Именно по этой причине иногда даже не возбуждение уголовных дел, а обычная проверка крупных государственных структур вызывает широкий общественный резонанс, который может придать этому в целом рядовому событию политическое звучание. При этом заметим, что вне зависимости от уровня политизированности дел определение степени открытости их деталей на этапе следствия прерогатива прокурорских работников. Другое дело, когда дело передано в суд, то здесь открытость не просто полезна - она необходима, за исключением ограниченного числа весьма специфических случаев, связанных с национальной безопасностью.
Что же касается сплочения различного рода группировок перед лицом угрозы разоблачения в ходе прокурорских расследований, то здесь, как известно, единого правила нет. Бывает, что сплачиваются, а бывает, что и азартно "стучат" друг на друга. Успех прокуратуры здесь в большей степени зависит от профессионализма следователей, а не от единства подозреваемых.
Владимир Рыжков, депутат Госдумы: Я считаю, что события последних дней, связанные с массовыми возбуждениями уголовных дел и изъятиями документов, и реакция общества на это показывает, что в стране полностью отсутствует доверие к прокуратуре. Совершенно очевидно, что выбранные цели не случайны и за всеми этими делами стоит политический заказ, а это значит, что в нашей правоохранительной системе очень большие проблемы. Возникает вопрос, под чьим же контролем она находится? Я не сторонник обвинять во всем администрацию президента, так как считаю, что Генпрокуратора сегодня ни кем не контролируется.
Борис Шмелев, директор Центра сравнительных политических исследований РАН: Конечно, деятельность Генпрокуратуры должна быть более открытой, чтобы было видно, что она решает общегосударственные задачи, а не свои узкокорпоративные или не использует свои возможности в интересах каких-то кланов или групп. Конечно, если этой информационной открытости не будет, то это, безусловно, приведет к сплочению различных корпораций и лиц в целях самообороны, поскольку такая деятельность Генпрокуратуры воспринимается и не может не восприниматься как угроза своему существованию.
2. Многие российские политологи объясняют лихорадочную активность Генпрокуратуры запланированной Кремлем кадровой чисткой, или новой расстановкой сил в аппарате президента, которую могли вполне прагматично совместить с давно обещанной Владимиром Путиным антикоррупционной борьбой. По сведению журналистов, в скором времени список пополнится чиновниками МИДа, Минпечати и Минэнерго. Ожидаются проверки в Федеральной комиссии по ценным бумагам (ФКЦБ), Министерстве природных ресурсов. Развернулась борьба за место руководителя Государственного таможенного комитета (ГТК). Так что же стоит за атаками прокуратуры?
Фред Вейер: Конечно, мне трудно сказать что-то определенное. Но действительно коррупция является одной из серьезнейших проблем с точки зрения развития российской экономики. Мы знаем, что в течение последних лет уже не раз объявлялись антикоррупционные кампании, многие из которых были закрыты в результате политической борьбы. По существу одна группа коррумпированных чиновников сменяет другую, не менее коррумпированную группу чиновников. Поэтому коррупция остается серьезной проблемой России. Конечно все заинтересованы в ее сокращении, но, к сожалению, получается замкнутый круг - одни чиновники сменяются другими.
Клаус-Хельге Донат: В целом я поддерживаю действия господина Степашина и его ведомства. Счетная палата должна иметь гораздо больше влияния в России. Но это опять похоже на какую-то "разборку". Складывается впечатление, что главная цель проводимых мероприятий не только установить истину и наказать зарвавшихся чиновников. Сегодня проблема всех российских структур в том, что ее чиновники пытаются положить как можно больше в собственный карман. Такого рода преступления происходят во всем мире. В Германии тоже есть коррупция, но у нас на эту проблему смотрят по другому. В России люди получают небольшую зарплату, поэтому они вынуждены искать дополнительные источники дохода. Так что здесь это преступление носит более легальный характер. В Германии этого не понимают и думают, что это проявление открытой коррупции и с ней надо что-то делать.
Игорь Яковлев: Действия президента Путина в течение последних полутора лет показали, что он не только прагматичный политик, но и человек способный держать данное слово. В этой связи хочется надеяться, что нынешние действия Генеральной прокуратуры не очередная кампания, а естественное развитие антикоррупционной президентской политики. В этих проверках лично я усматриваю продолжение событий, начавшихся в апреле нынешнего года с перестановок в силовом блоке. Здесь просматривается китайский сценарий.
Напомню, пришедший после смерти Мао дзе Дуна к власти в Поднебесной архитектор китайских реформ Дэн Сяопин в течение достаточно долгого времени, реализуя свою социально-экономическую стратегию возрождения Китая, не портил отношения с тамошней "семьей", возглавляемой вдовой председателя Мао. Однако по прошествии некоторого времени, когда были постепенно проведены кадровые перестановки в силовых структурах, китайская "семья" в одночасье превратилась в "банду четырех". Закончилось все это громким судебным процессом и тюрьмой для некоторых приближенных Мао и супруги Великого Кормчего. Вслед за этим в Китае произошли экономические реформы, связанные, в частности, с переделом системы распоряжения собственностью. Результат известен: в Китае начался многолетний экономический подъем, продолжающийся по сей день. Примечательно, что этот опыт у нас многими признается позитивным.
Итак, каковы основные этапы развития китайского сценария? Во-первых, это период привыкания Дэн Сяопина к положению лидера. Во-вторых, смена военного командования и руководства спецслужб. В-третьих, отстранение от политического руководства страной китайской "семьи". В-четвертых, это передел собственности и запуск экономических реформ. Очевидно, что имеет место аналогия. У нас первый период продолжался с момента назначения Владимира Путина премьер-министром до апреля текущего года. Второй, связанный с адаптацией руководителей силового блока, продолжается до сих пор, а его завершение может быть ознаменовано серией громких процессов. Таким образом, на сегодняшний день имеем два попадания из четырех┘ Не исключено, что нынешние действия Генеральной прокуратурой и Счетной палаты - прицеливание перед третьим выстрелом. Подождем развития событий.
Владимир Рыжков: Мне кажется, что активность прокуратуры напрямую связана с судебной реформой, которая сейчас проходит Государственной думе. Сегодня решается вопрос о полномочиях прокуратуры, а точнее, об их ограничении или сокращении. Мне кажется, что все это происходит в преддверии судьбоносного голосования по проекту Уголовно-процессуального кодекса. Накануне этих событий Генпрокуратура силовыми акциями решила продемонстрировать свою эффективность в борьбе с коррупцией и организованной преступностью. Развязав кампанию против МПС, МЧС, ГТК и других ведомств, прокуратура пытается показать, что для нее нет закрытых кабинетов и неприкасаемых фигур. Я прежде всего вижу в этом стремление прокуратуры повлиять на ход судебной реформы, чтобы сохранить в своих руках те рычаги, которые она сегодня имеет. Кроме того, мне кажется, что в эту общую картину мы можем добавить и дело Головлева. Таким образом прокуратура как бы заявляет, что она может достать и депутатов, и МЧС, и МПС.
Конечно я не исключаю и других политических контекстов. Известно, что Аксененко когда-то рассматривался как возможный приемник Ельцина, а Шойгу очень популярен и это может кого-то раздражать в Кремле или около него. Я думаю, что выбирая возможное направаление удара, прокуратура учла все факторы. Сегодня ей необходима большая показательная кампания, направленная на борьбу с коррупцией. Мне кажется, что закончится все это в большинстве случаев ничем. Все эти дела рассыпятся, как чаще всего рассыпаются дела за недоказанностью, но политический эффект будет произведен, особенно накануне голосования по УПК, где многие функции, в том числе и арестов, передаются от прокуратуры судам. И сейчас именно здесь "зарыта собака".
Борис Шмелев: Мне кажется, что на сегодняшний день все-таки в основе атак прокуратуры лежит желание использовать государственные рычаги определенными политическими группировками для усиления своих властных позиций. Начался очередной виток борьбы за власть, и, соответственно, используются возможности Генпрокуратуры как одной из весовых частей государственной машины. Я бы сказал, что первооснова на сегодняшний день - это борьба за власть между различными кланами, группировками внутри нашего государства.
3. Не стоит ли за объявленной Генпрокуратурой войной нескольким российским министерствам борьба за бюджетные деньги? Ведь прокурорские проверки пришли в те ведомства, содержимое счетов которых золотая мечта любого банка.
Фред Вейер: Вполне возможно. Но это является одной из форм политической борьбы. Борьба за влияние и за получение бюджетных денег.
Клаус-Хельге Донат: Думаю, что это тоже одна из целей. Власть и деньги не разделимы. Чтобы получить доступ к бюджетным деньгам нужна власть.
Игорь Яковлев: Здесь как и при ответе на предыдущий вопрос можно оперировать лишь вероятностями. Всем известно, что для нахождения инициатора действий, необходимо определить, кому эти действия выгодны. Понятно, что золотая мечта каждого банкира - "крутить" деньги бюджета. Однако, объективная заинтересованность не есть доказательство причастности.
Владимир Рыжков: Нет, я не думаю, что речь идет о деньгах. Развернулась борьба за власть и полномочия. Генпрокуратура пустилась во все тяжкие, на мой взгляд, для того, чтобы защитить свои привилегия накануне голосования по УПК.
Борис Шмелев: Борьба за власть теснейшим образом увязана с борьбой за деньги. Власть без денег бессмысленна, точно так же, как и деньги без власти тоже не дают должного эффекта. Поэтому мне кажется, что поскольку это все связано с борьбой за власть, то одновременно сопряжено и с борьбой за деньги. Наш российский капитализм в основном развивается, пухнет за счет передела государственных средств, бюджетных денег. Пока что наши капиталисты, наши различного рода корпорации не научились сами зарабатывать себе на воспроизводство и на развитие. Все пока кроится, как это было и раньше, за счет государственных денег, за счет народных денег, за счет наших с вами денег.
4. Могут ли отразиться действия прокуратуры на имидже России?
Фред Фейер: Это зависит от результатов проверок. В Германии (Берлин) есть организация, которая занимается исследованием уровня коррупции в различных странах мира. Каждый год она публикует отчеты и, судя по их данным, последние 6 лет Россия уверенно числится в списках 10 наиболее коррумпированных стран мира. Если бы Россия попыталась изменить свои позиции в этом списке, то это бы улучшило ее имидж в газах мирового сообщества. Но если громкие дела, которые раскручиваютя сегодня Генпрокуратурой в отношении ряда крупных чиновников закончатся ничем, то это будет очень печально. Становится совершенно не ясно, что же на самом деле происходит. А это не может способствовать повышению имиджа России. Это создает еще большее впечатление о России как о непредсказуемой стране.
Клаус-Хельге Донат: Хуже не будет. Однако, я думаю, что поскольку сейчас внешнеполитическое положение резко изменилось, то эти политические действия на западе будут оценены положительно. Это может послужить доказательством того, что г-н Путин намерен "очистить" свой дом. Если же все эти громкие дела окажутся "мыльными пузырями", то на имидже России это сильно не отразиться. Имидж есть имидж. Для его улучшения необходимы какие-то действия.
Игорь Яковлев: Если речь идет об упомянутых выше проверках государственных органов, то законные плановые действия контролирующих органов такого рода обычно не только способствуют укреплению правопорядка, но и благотворно отражаются в глазах мирового сообщества на образе любой страны.
Владимир Рыжков: Вы знаете, имидж России, к сожалению, и без того не очень хороший. Если же станет ясно, что инициированные Генпрокуратурой дела имеют политический заказ, то, конечно, на имидже России это отразится негативно. Мы только начали переламывать эту тенденцию - очень хорошо прошел Давосский форум в Москве, повышается кредитный и инвестиционный рейтинг России, наш президент успешно набирает очки на мировой арене. И вот такая "кампанейшина", развязанная Генпрокуратурой, на мой взгляд, может повредить имиджу нашей страны.
Борис Шмелев: Конечно, могут. Если прокуратура будет и дальше действовать грубо, как он действует сейчас, то это подорвет имидж как самой прокуратуры, так и России. Вот сегодня в "Независимой газете" уже появилось сообщение, что Устинов отозвал свои обвинения в адрес почти всех тех фигурантов, о которых он говорил. Осталось только МПС. Это, что называется, много шуму из ничего. И, конечно, это наносит большой удар по имиджу государства, власти и самого президента.
5.Сегодня Российские СМИ утверждают, что нашли нового серого кардинала. По их мнению, на эту роль может претендовать начальник секретариата президента Игорь Сечин. По версии некоторых СМИ, именно он является организатором и вдохновителем силовой атаки на чиновников - олигархов ельцинской эпохи. Насколько это близко к действительности?
Фред Вейер: Посмотрим.
Клаус-Хельге Донат: Если это действительно так, то сценарий списывается с той истории, которую мы уже знаем. Находится человек, который занимается реорганизацией команды и сил новой элиты. Я г-на Сечина пока лично не знаю, но немного о нем слышал. Поэтому мне очень трудно сказать, какую роль он играет в этой ситуации и идет ли Путин тем же путем, что и его предшественники. Но представить это вполне возможно.
Игорь Яковлев: Роль начальника секретариата высших органов власти в России традиционно велика. Достаточно напомнить, что фактическим главой государства в советский период был Генеральный секретарь КПСС, т.е. главный руководитель партийного делопроизводства. Пребывание на таком важном посту предоставляет возможности, дающие в руки главе секретариата президента мощный инструмент политического влияния. При этом важным индикатором изменения уровня этого влияния являются утверждения средств массовой информации. Поэтому возведение прессой Игоря Сечина в сан "серого кардинала" говорит о его существенном политическом весе в Кремле. Следовательно, если господин Сечин обладает таким уровнем влияния в период атаки на олигархов ельцинской эпохи, то с уверенностью можно утверждать: вероятность того, что он имеет отношение к этой атаке, отлична от нуля. Вопрос же, насколько велико это отношение, требует специального изучения.
Владимир Рыжков: Сечин вдохновитель силовой атаки на чиновников-олигархов? Я отлично знаю Игоря Сечина, причем ни один год. Это порядочный, честный, очень доброжелательный и интеллигентный человек. Поэтому, я начисто отвергаю какие бы то ни было подозрения и обвинения в его адрес. По-моему, это просто абсурд.
Борис Шмелев: Что касается последнего вопроса, то, честно говоря, не знаю. Может быть это и так. Но, думаю, что скорей всего нет. Я не думаю, что Игорь Сечин обладает такими возможностями для ведения подобных атак на олигархов ельцинской эпохи. За ним, ясно, стоит кто-то еще. Игорь Сечин может быть в лучшем случае техническим исполнителем воли заказчика. Кто выступает в роли заказчика - трудно сказать, но мне думается, что ими могут быть только люди обладающие очень сильными властными полномочиями.
Форум подготовила и провела Светлана Листопадова .