15 ноября 2001 года. В поддержке, которую президент России Владимир Путин оказывает Соединенным Штатам Америки после 11 сентября, найдется очень мало такого, что можно критиковать, но она дает достаточно пищи для размышлений. Эта поддержка почти что безусловная, даже настойчивая, особенно в сравнении с той, которую оказывают некоторые американские союзники. Для того чтобы оказать эту поддержку - в частности, в Средней Азии - г-н Путин был вынужден преодолеть сопротивление одного из своих ближайших соратников, министра обороны России Сергея Иванова, и воспользоваться чисто президентскими властными полномочиями в отношении российского военного истэблишмента, который все еще видит в Америке своего главного противника.
Президент США Джордж Буш-младший (George W. Bush) в первый же день саммита с г-ном Путиным продемонстрировал, что признателен ему за поддержку, обещав сократить стратегический ядерный арсенал Америки на две трети. Но, продолжая придерживаться жесткой линии в вопросе о пересмотре Договора об ограничении систем противоракетной обороны (Договор по ПРО), г-н Путин тем самым показал, что разделяет подозрительность своих военных в отношении США. Как и российский военный истэблишмент, г-н Путин не верит, что события 11 сентября изменили российские интересы. Но он уверен, что эти события изменили американские интересы. Что не менее важно, он считает, что в данное время отмечается усиливающаяся тенденция к изменению интересов по всей Европе - к немалой и долговременной выгоде для России.
Г-н Путин говорил о содержании этих интересов в своем встреченном бурными аплодисментами выступлении перед бундестагом (нижняя палата парламента Германии - прим. пер.) 25 сентября. "Никто не сомневается в огромной ценности отношений Европы с Соединенными Штатами, - сказал он. - Однако я просто думаю, что Европа наверняка и на длительную перспективу лучше укрепит свою репутацию сильного и действительно независимого центра мировой политики, если объединит свои возможности с людскими, территориальными и природными ресурсами России, с российским экономическим, культурным и военным потенциалом".
Г-н Путин говорил также о своей уверенности в том, что Европе и Северной Америке сегодня нужна Россия. В этом, по его мнению, заключается истинная важность событий 11 сентября. Не будет возврата к снисходительному "партнерству" времен Клинтона-Олбрайт (Clinton-Albright), основной целью которого было скорее микроуправление реформами в России, нежели учет ее геополитических интересов. Ушла в прошлое приоритетная цель администрации Буша-младшего в начальный период - что Америка должна блюсти собственные коренные интересы, а если россиянам это не нравится, "пусть катятся ко всем чертям", как в свое время выразился президент США Трумэн (Truman).
События 11 сентября означают, что должно быть пересмотрено отношение (Запада - прим. пер.) к чеченскому конфликту и признана моральная правота России как страны, которая "в одиночку" вступила в борьбу и которая, говоря словами бывшего главы российской Службы внешней Разведки (СВР), "является реальным барьером для контрабандного ввоза в Европу наркотиков, проникновения организованной преступности и фундаментализма из Афганистана, Средней Азии и Кавказа".
Самый большой выигрыш для России проистекает из ширящегося признания того факта, что неуловимость и стойкость "Аль-Каиды" - равно как и уязвимость Америки - убедят стремящийся расширяться на восток Европейский Союз (ЕС), что Россия должна стать его обязательным партнером. Именно так, по крайней мере, все это видится из Москвы. С учетом вышеизложенного необходимо понять возможности и риски нового партнерства.
Более тесные отношения между ЕС и Россией следует приветствовать. Риск в том, что ЕС пойдет ради этого на неблагоразумные уступки. Распространение (на Россию - прим. пер.) всех законов и соглашений, которые влечет за собой членство в этом сообществе - включая Шенгенские соглашения - явится для нее серьезным вызовом, равно как и расширение ЕС с включением в его состав ряда стран, открыто провозглашающих свою приверженность атлантизму.
Сегодня на долю Европейского Союза приходится 35% внешней торговли России, однако объем этой торговли разочаровывает как Россию, так и Европу. Ситуация после 11 сентября дает Европе возможность подтолкнуть г-на Путина еще дальше на том пути, по которому он уже движется: к систематическому осуществлению экономической и правовой реформы. Подобная основа позволит Европе прорваться в Россию, что не менее важно, чем питаемая Россией надежда прорваться в Европу.
Но, если ЕС отступится от своих интересов и принципов, помешав расширению Организации Североатлантического договора (НАТО), отложив собственное расширение и игнорируя потребности безопасности недавно ставших независимыми государств, то тем самым будет замедлен, а не ускорен процесс трансформирования России.
Второй вызывающий озабоченность вопрос касается НАТО. Россия не пытается оживить планы вступления в НАТО. Она стремится трансформировать свои отношения с НАТО, если этот альянс, как говорит Министерство иностранных дел России, "станет иной структурой". Украина одобрила то, что НАТО прибегла к статье 5 своего устава, Россия - нет. Те, кто доказывает, что Россия является более сильным союзником Америки, чем НАТО, преследуют цель оттеснить НАТО в сторону, а также убедить ключевых членов НАТО, что им не следует допускать, чтобы вопрос о расширении НАТО поставил под угрозу союз с Россией.
Самой сложной, но менее всего обсуждаемой заботой является вопрос о том, как "война против терроризма" повлияет на отношения России с недавно обретшими независимость государствами, которые ранее входили в состав Советского Союза. Для российского военного истэблишмента присутствие американских войск в Средней Азии - кошмар наяву. Что касается г-на Путина, тот считает, что этот факт может усилить, а не ослабить российское влияние в регионе. Если в ближайшие месяцы или годы в Афганистан вернется гражданская война, обратится ли президент Узбекистана Ислам Каримов за помощью к Америке или же он станет искать поддержку у державы, которая имеет в этом регионе постоянные интересы - у России?
Г-н Путин утверждает, что события 11 сентября оправдывают убеждение, которое всегда подвергалось сомнению: "Терроризм, национальная вражда, сепаратизм и религиозный экстремизм имеют одни и те же корни повсюду в мире и приносят одинаково ядовитые плоды". Тем не менее он ведет себя прозорливо и осмотрительно, идя даже на то, чтобы вступать в переговоры с чеченцами. Г-н Путин хочет, чтобы Европа поняла, что Россия является частью Запада, и он знает, что у Запада собственные стандарты. Отказываться от этих стандартов - в первую очередь в вопросе расширения НАТО и прав недавно ставших независимыми государств - более чем стыдно, это было бы попросту бессмысленным.