Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Оружие и люди

Отношения между Соединенными Штатами и Россией трансформируются, переходя от враждебности и подозрительности к сотрудничеству и доверию, считает американский президент Джордж Буш-младший

Оружие и люди picture
Оружие и люди picture
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Встреча президентов Джорджа Буша-младшего и Владимира Путина в городке Крофорд, штат Техас, США, на прошлой неделе, несмотря на отсутствие соглашения по противоракетной обороне, продемонстрировала новую теплоту отношений между двумя странами и подчеркнула эффектный прогресс в вопросе контроля над стратегическими наступательными вооружениями, который ранее доминировал в отношениях между "сверхдержавами".

16 ноября 2001 года. Ранее в этом году казалось, что, если в ходе саммита в Америке возникнут разногласия между американским и российским президентами относительно планов создания национальной системы противоракетной обороны (НПРО) США, это станет дипломатической катастрофой. Но, принимая во внимание новую теплоту отношений между двумя странами после нападений террористов на Америку 11 сентября, а также продемонстрированные на этой неделе приятельские до смущения личные отношения между президентом Джорджем Бушем-младшим (George W. Bush) и президентом Владимиром Путиным, разногласия в вопросе о НПРО США, казалось, мало что значили.

Г-н Буш-младший пригласил г-на Путина на свое ранчо в городке Крофорд, штат Техас, как старого друга. В Техасе "к себе домой приглашают только хороших друзей", отметил он. Вместе с многочасовыми беседами, носившими приватный характер, были множественные проявления бросающейся в глаза неформальности на публике и обед с барбекю (целиком зажаренная туша - прим. пер.) под звуки небольшого оркестра, который исполнял мелодии в стиле "кантри" и западную танцевальную музыку.

Два президента посетили местную школу, где осыпали друг друга комплиментами. Но они не скрывали разногласий между ними в вопросе о противоракетной обороне. "Наши подходы к этому вопросу не совпадают", - признал г-н Буш-младший, добавив при этом, что "наши разногласия не разделяют нас". Г-н Путин тут же вставил, что в конечном итоге может быть выработано соглашение, которое "не будет угрожать интересам обеих наших стран и остального мира".

Причина для оптимизма, несмотря на разногласия, заключается в том, что две страны, кажется, и в самом деле начали новую страницу в своих взаимоотношениях. Прагматичный, старающийся не отставать от духа времени г-н Путин увел Россию от глобального соперничества с Америкой и ухватился за представленную ему событиями 11 сентября возможность создать несколько странный новый союз с бывшим противником.

Поддержка г-ном Путиным американской военной кампании Америки в Афганистане убедила г-на Буша-младшего в том, что "мы трансформируем наши отношения, переходя от враждебности и подозрительности к сотрудничеству и доверию". В соответствии с этим новым настроением Америка дала России кое-что, чего та сильно желала: соглашение о том, что обе стороны сократят размеры своих стратегических арсеналов с нынешнего уровня примерно 7000 ядерных боезарядов на стратегических носителях у каждой стороны до значительно меньших уровней.

Г-н Буш-младший заявил, что Америка в предстоящие 10 лет уменьшит число ядерных боезарядов на находящихся в боевом составе стратегических системах оружия до уровня 1700-2200 единиц. Г-н Путин тоже заявил, что Россия сократит число своих дальнобойных систем оружия примерно на треть от нынешнего уровня. Это соглашение стало весьма своевременным для освобождения России от финансового бремени, которого Россия, после съеживания до своей нынешней постсоветской формы, не смогла бы вынести. В идеале России хотелось бы сократить количество стратегических ядерных боезарядов до 1500 единиц у каждой стороны.

Однако Россия, со своей стороны, кажется, не готова пока сделать Америке давно ожидаемый подарок: согласиться на изменение Договора об ограничении систем противоракетной обороны (Договор по ПРО) от 1972 года, в соответствии с которым обе стороны обязались оставаться уязвимыми для (баллистических) ракет друг друга и поэтому отказались от соблазна сохранения возможности нанесения первого (упреждающего - прим. пер.) удара. Для россиян этот договор является гарантией того, что Америка не построит противоракетный щит, который сделал бы бесполезным российский ядерный арсенал -один из последних символов ее статуса сверхдержавы - создав возможность, какой бы гипотетической она ни была, для американского первого удара.

Тем не менее, г-н Путин, кажется, оставил дверь открытой для того, чтобы Россия, быть может, согласилась "не замечать" американских планов строительства шахтных пусковых установок (ШПУ) для пяти ракет-перехватчиков в Форт-Грили, на Аляске, которое должно начаться весной следующего года.

Но Россия и до сего времени ведет речь только о своем согласии на проведение испытаний американских противоракетных комплексов; она пока не сказала, что терпимо отнесется к развертыванию любых новых ракет-перехватчиков сверх того, очень незначительного, количества, которое разрешено Договором по ПРО.

Для официальных лиц Соединенных Штатов такое изменение позиции Кремля было бы желательным, пусть даже и запоздалым, переосмыслением Россией ее собственных интересов. Система противоракетной обороны, которую хочет развернуть Америка - в масштабе, который еще предстоит определить - не направлена против многочисленных ракетных сил России, а только против значительно меньшего количества баллистических ракет, которые так называемые "государства-изгои" вроде Ирана, Ирака или Северной Кореи могут однажды запустить по Соединенным Штатам.

Каков бы ни был масштаб НПРО США, едва ли она будет способна отразить полномасштабный удар сотен российских ракет. С этой точки зрения Россия имеет все основания быть заинтересованной в том, чтобы дать Америке ту свободу маневра, какой она добивается, если, к тому же, это позволит России запросить с нее достаточно высокую дипломатическую цену.

Американским "ястребам" претит даже мысль о том, чтобы обсуждать с россиянами этот вопрос, что, как им кажется, подразумевает наличие у Кремля права вето на развертывание НПРО США. Они призывают к одностороннему выходу США из Договора по ПРО - что, как записано в договоре, является правом каждой стороны после подачи уведомления за 6 месяцев - и строительству такой системы противоракетной обороны, какую Америка сочтет для себя необходимой.

Администрация Буша-младшего сказала, что готова поступить именно так, если потребуется, и эта угроза явно осела в мозгах россиян. Но до тех пор, пока окончательно не будет ясно, что иного выхода нет, Россия - а также кое-кто из европейских союзников Америки - будет рассматривать подобный односторонний шаг Америки как исключительную провокацию, что серьезно омрачит международные отношения.

Почему все это до сих пор имеет значение? Да потому, в определенной мере, что это удивило бы большинство неспециалистов, которые полагают, что "холодная война" закончилась с падением коммунизма 10 лет назад; Америка и Россия сохранили установленный, почти что ритуальный баланс между своими громадными ядерными арсеналами; каждая страна имеет на боевом дежурстве, в очень высокой степени готовности к старту сотни ракет. Г-н Буш-младший, правда, отметил, что такое состояние боевой готовности создает опасность несанкционированного обмена ядерными ударами, но до сего времени не ясно, насколько далеко каждая сторона готова пойти в осуществлении "мер повышения доверия", чтобы снизить риск апокалиптической катастрофы.

"Союз озабоченных ученых" ("Union of Concerned Scientists"), выступающий за контроль над вооружениями, предложил, чтобы подпадающие под объявленные сокращения ядерные боезаряды как можно скорее выводились из состава боеготовых сил; кроме того, по мнению ученых, следует несколько снизить степени повседневной боевой готовности ядерных боезарядов, остающихся в составе боеготовых сил. Официальные представители США разъясняют, что, хотя у них и нет причин сомневаться в благих намерениях нынешнего правительства России, они не могут игнорировать старые "стратегические подсчеты" - какая страна первой сможет уничтожить другую - если не будет тщательно выверенного соглашения. А до недавних пор американо-российский климат был слишком раздражительным, чтобы позволить заключить подобное соглашение.

Это, как почти и все остальное в мире, изменилось после 11 сентября. Нападения террористов на Нью-Йорк и Вашингтон позволили американцам осознать, что, если в ближайшем будущем Америке что-то и будет угрожать, то только не огромный ядерный арсенал России. Для того чтобы сохранить силы для отражения реальных угроз - нападений террористов, имеющих в своем распоряжении небольшое количество радиоактивных материалов, но отчаянно желающих их применить - американские политики сочли необходимым разобраться с неоконченными делами, оставшимися после "холодной войны". По счастью, Россия, кажется, тоже имеет такое желание.