После встречи прошло всего два часа, однако ее результаты уже можно было ощутить. Состоявшаяся в воскресенье в Москве встреча представителя российского правительства Виктора Казанцева с чеченским посланцем Ахмедом Закаевым позволила слегка сократить пропасть, разделяющую стороны, противостоящие друг другу в кровавом конфликте в одном из регионов Кавказа.
Это первая встреча между русскими и чеченцами с момента начала войны в конце 1999 года. Сам факт ее проведения говорит о том, что Москва заняла новую позицию и начинает искать пути выхода из конфликта.
До настоящего времени правительство президента Владимира Путина отвергало возможность установления каких-либо контактов с мятежниками, сражающимися за независимость Чечни, которых оно считает "террористами".
Однако, постепенно Путин смягчает свою непримиримую позицию и, если раньше он полностью отказывался от диалога, то теперь готов к нему, хотя и с некоторыми оговорками, что и позволило осуществить эту встречу.
Эксперты в области российской политики приводят разные причины подобного изменения позиции Путина. Первой из них являются колоссальные убытки, которые этот конфликт приносит Кремлю: "Россия послала в Чечню 100.000 человек, и каждую неделю ее войска несут потери. Это превратилось и в политическую, и в экономическую проблему для Путина. Именно поэтому проведение переговоров стало наиболее приемлемым решением", - объясняет Якуб Годзимирский (Jakub Godzimirski), научно-исследовательский работник норвежского Центра по изучению России.
Он добавляет, что мятежники "осознали, что не смогут добиться независимости", являющейся их основной целью.
Ведущаяся в Чечне почти три года партизанская война привела к многочисленным жертвам у каждой из сторон. Цифры говорят сами за себя: согласно последним данным из Москвы, погибли 3.350 российских солдат и 11.000 мятежников.
Правозащитные организации утверждают, что первая цифра занижена на несколько тысяч человек, а число гражданских лиц, погибших в ходе этого конфликта может превышать 60.000 человек.
Встреча в Москве, в ходе который не удалось значительно продвинуться вперед, была охарактеризована как "пробная" и проходила, "в доброжелательной и конструктивной обстановке", как заявил один из чеченских представителей. По сообщениям, диалог будет продолжен.
Нынешнее изменение позиции России по отношению к Чечне, помогло Путину уменьшить поток критики со стороны Запада за проводимую им политику твердой руки в отношении этой республики. ЕС и США выражали свою озабоченность данной проблемой.
Новый план.
"Прошедшая встреча является одной из попыток Путина пойти навстречу Западу, так как он старается придать позитивное направление своим отношениям с ним", - утверждает Гельмут Зонненфельд (Helmut Sonnenfeldt), эксперт по России, Бруклинского Института в Вашингтоне.
После терактов 11 сентября у Запада появились новые поводы для беспокойства, и жесткая позиция Путина по отношению к мятежникам перестала быть столь непопулярной.
"С самого начала Путин подчеркнул, что русские, американцы и страны Запада сражаются против общего врага", - объясняет Зонненфельд, ссылаясь на положительный эффект, который произвело утверждение российского президента о том, что война в Чечне ведется против "террористических" элементов.
На изменение позиции Запада повлияла также и близость чеченцев с талибами, чьи ряды пополнились чеченскими бойцами, сражающимися сейчас на стороне фундаменталистов в Афганистане.
Режим талибов единственный в мире признал Чечню в качестве независимого государства. Связь между ними является еще более тесной, принимая во внимание радикальную трактовку ислама как талибами, так и определенными группами чеченцев.
По мнению западных наблюдателей, не прослеживается явной связи с талибами лидера сепаратистов Аслана Масхадова, которого считают умеренным и чей представитель участвовал в переговорах с Казанцевым.
Совсем другое дело - руководители мятежников Шамиль Басаев и Хаттаб, которые противятся проведению переговоров и командуют значительным числом бойцов, прячущихся в горах. Новая инициатива Путина на них не распространяется.