Ахмед Рашид все последние годы работает в Средней Азии. Журналист, проживающий в Пакистане, считается одним из лучших специалистов по Афганистану.
"pnn": Не слишком ли поздно собралась боннская конференция по Афганистану?
Рашид: Для меня было бы предпочтительнее, если бы этот процесс начался раньше. Факт то, что американская военная операция в первый месяц после начала бомбардировок 7 октября не имела под собой никакой политической стратегии. Нынешний мирный процесс должен был бы начаться уже во время нанесения американцами ударов, еще до того, как пал Кабул. Тем не менее, сейчас для различных группировок и народностей Афганистана пришло время добиться согласия относительно правительства на переходный период.
"pnn": Но ведь в Бонне представлены далеко не все афганцы.
Рашид: На западе переоценивают боннскую конференцию. Я не думаю, что ее итогом может стать непосредственное формирование переходного правительства. Тем не менее, конференция станет началом политического процесса в Афганистане. Я думаю, что вскоре должна быть проведена вторая встреча, но уже на афганской территории. На той встрече должны быть все военачальники и руководители этнических групп. В настоящее время практически не имеет настоящего руководства такая этническая группа, как пуштуны. Ситуация изменится и тем скорее, чем быстрее американцы возьмут город Кандагар и пленят Усаму бен Ладена (Osama Bin Laden).
"pnn": Должны ли принимать участие в переходном правительстве умеренные талибы?
Рашид: Пока в районах проживания пуштунов будет царить хаос, общественности придется иметь дело со многими лидерами из числа пуштунов, настроенных против талибов. В такой ситуации нет необходимости и в представителях талибов.
"pnn": Какую роль играет бывший король Захир Шах (Zahir Schah)?
Рашид: Он, скорее, некий символ. Но в то же время он - связующее звено между всеми этническими группами. Однако очень разочарован тем, что в последние два-три месяца Захир Шах не соответствовал этой роли.
"pnn": Северный альянс, взявший Кундуз, одержал одну из своих решающих побед в Афганистане. Может ли Северный Альянс удержать Афганистан?
Рашид: Северный альянс побеспокоился о мире и стабильности в Кабуле, не терроризируя население. Во-вторых, Северный альянс вел по всей стране переговоры с талибами о сдаче теми позиций без боя. В районах, которые находятся под их контролем, солдаты Северного альянса практически не применяют силу, чтобы те сдавались.
"pnn": Такое поведение действительно характерно для всего Северного альянса?
Рашид: Руководители Северного альянса, которые управляют Кабулом, - таджики. Они представляют собой новое поколение политиков, которые, впрочем, были и среди пуштунов. Теперь, на конференции ОНН в Бонне, представители этого поколения протягивают друг другу руки. Всех их объединяет общее представление о едином и мирном Афганистане.