Внешняя политика: замечательная, но хрупкая. Экономическая реформа: осторожно продвигается. Демократия: все еще хромает. Патриотический настрой в обществе: небольшой, но заметный. Так можно в общем подвести итоги выдающихся, но противоречивых перемен в России, некоторые из которых произошли после событий 11 сентября.
Лучшей новостью является то, что, по каким бы то ни было причинам, президент Владимир Путин ведет страну курсом, который в целом подходит Западу и который казался практически немыслимым всего три месяца назад. В последние дни почти не слышно разговоров о "стратегическом партнерстве" с Китаем или северокорейским диктатором Ким Чен Иром (Kim Jong Il), "полностью современным человеком", или о старой советской тактике, направленной на ослабление альянса Европы и Америки. Вместо этого, Россия сама быстро сближается с Соединенными Штатами.
Г-н Путин научился обхаживать и иностранных политиков, и иностранных журналистов. Речи и рассуждения уступили место спокойной, ясно выраженной, убедительной манере общения, усиленной впечатляющим знанием деталей и даже сдобренной иногда сухой соленой шуткой. Внутри страны он также завоевывает новых друзей. На прошедшем на прошлой неделе под эгидой государства "гражданском форуме", в котором добровольно могли принять участие различные организации, даже некоторые неисправимые участники движений в защиту прав человека были впечатлены готовностью властей по крайней мере выслушать их.
Однако благоприятное мнение Запада достигается не только разговорами. После событий 11 сентября г-н Путин своими быстрыми и решительными действиями представил Россию как партнера, которому можно доверять. Он оказал всемерную поддержку, как дипломатическую, так и практическую, войне, ведущейся Америкой в Афганистане; во время прошлых американских интервенций, в Югославию и Персидский залив, Россия выражала недовольство или даже открыто выступала против. Г-н Путин также не замедлил предпринять некоторые действия и по другим вопросам, начиная от закрытия российских военных баз за границей до начала переговоров, направленных на завершение войны в Чечне.
Одной их основных причин происходящих перемен заключается в том, что г-н Путин по-настоящему не любит то, что он называет "исламским терроризмом". Какие бы у России не были разногласия с Западом - по ракетам или по Югославии - они являются не больше чем нюансами по сравнению с тем, что он считает угрозой южным регионам России. В прошедший период раздраженной нерешительности Россия беспомощно пребывала на мировой обочине, заигрывая с еще более бедными и несчастными странами, чем она сама, в то время как ее западные соседи, находившиеся когда-то под ее влиянием, например, Польша и Эстония, шли прямой дорогой к объединению с западным миром.
Сейчас г-н Путин раскрыл свои карты. Он желает сделать Россию сильной и современной, а это означает западные деньги и ноу-хау, какие бы политические уступки за них не пришлось сделать. Генералы и другие "ястребы" проявляют беспокойство и недовольство, однако их протесты уходят в никуда. СМИ и оппозиционные партии послушны.
Другим главным достижением г-на Путина является тот факт, что страна больше не чувствует себя разобщенной. Кремль открыто руководит всеми процессами, как в центре, так и в провинциях. Президент покорил большинство олигархов-политиков, которых было множество во времена Ельцина. В стране есть стабильное правительство, растущая экономика, сбалансированный бюджет и низкий уровень инфляции. Некоторые крупные реформы, направленные на упрощение налогообложения и установление свободного рынка городских земель, должны скоро принести по крайней мере хоть какие-то результаты. Г-н Путин пользуется популярностью.
И все же по-настоящему трудные реформы - бюрократического аппарата, армии и системы безопасности, коммунального хозяйства - все еще впереди. Даже те хорошие законы, которые уже приняты, должны еще заработать. И экономический рост, обеспечиваемый высокими ценами на нефть и последствиями девальвации рубля в 1998 году, снова замедляется. В прошлом году он составил больше восьми процентов, в этом году он будет меньше пяти процентов.
Хорошие новости заключаются в том, что последние два года укрепили национальную валюту и доверие к стране. Это позволит сделать процесс займа денег за границей легче и дешевле. Страна может продержаться год или около этого даже при низких ценах на нефть, всего немного затянув ремень. Только падение цен ниже уровня в двенадцать долларов США за баррель на определенное время остановит экономический рост страны.
Множество оставшихся шагов
Однако, в среднесрочной перспективе дела выглядят довольно безрадостно. Около сорока процентов российского бизнеса убыточно, даже после двух лучших лет в экономической истории страны. Импорт растет, в то время как уровень экспорта (за исключением природного сырья) все еще очень низок. Многие предприятия управляются очень плохо. Средний возраст оборудования равен шестнадцати годам, что практически в три раза больше, чем аналогичный показатель на Западе. Правительство широко вмешивается в экономику. Кланово управляемая, находящаяся под контролем государства банковская система позволяет старому бизнесу существовать, однако отсекает капиталы от нового. Количество малых фирм, являющихся краеугольным камнем сильных экономик, в России уменьшается.
Срастание бюрократии и коррупции с политикой и бизнесом до сих пор является одной из крупнейших проблем страны. Наиболее подающие надежду признаки исходят из работы Счетной Палаты, государственного надзорного органа, возглавляемого бывшим премьер-министром Сергеем Степашиным. Несмотря на сопротивление правительства, он расследует деятельность некоторых самых прибыльных государственных ведомств: тех, которые занимаются рыболовством, таможенной деятельностью, железными дорогами, природными ресурсами, средствами массовой информации и чрезвычайными ситуациями. По словам Степашина, из них из всех уплывали миллиарды долларов. Под следствием уже находится группа важных "шишек".
Другая часть правительства постепенно пытается избавиться от бюрократизма, который подпитывает коррупцию и некомпетентность. Количество лицензий и других документов, необходимых для ведения бизнеса, уменьшилось. В следующем году зарегистрировать новую компанию будет легче.
Реформа судебной системы является единственным главнейшим условием для осуществления настоящих перемен. Несмотря на ряд новых законов, принятых на прошлой неделе, она движется слишком медленно. Судьям будут больше платить, и их будет легче уволить, однако на поиск и подготовку хороших судей уйдут годы. Прокуратура осталась практически незатронута реформами, как и другие силовые ведомства, включая Федеральную Службу Безопасности, налоговую полицию, министерство внутренних дел и вооруженные силы. Несмотря на все разговоры о законности, государственные власти все еще делают практически все, что они захотят, в том числе и используют законы против политических оппонентов и независимых СМИ. На этой неделе последний крупный оппозиционный телевизионный канал, судя по всему, подвергся поддерживаемому государством давлению.
С разных сторон поступают и обнадеживающие сигналы. Новый кодекс корпоративного управления может сделать большой бизнес более открытым и законопослушным. Некоторые либеральные политики планируют внести в следующем году закон о свободе информации.
Однако необходимо сделать еще два больших дела. Первое - это провести чистку правительства на самом верху. Остается подозрение, что, по мере того, как старое правительство ослабевает, на смену приходит новая команда. Дела многих из старых соратников г-на Путина по Санкт-Петербургу, судя по всему, идут в гору, то же самое можно сказать и про ряд приближенных олигархов.
Другая проблема - это настрой в обществе. Многие русские согласятся скорее заплатить или промолчать, чем поднимать шум. Немногие думают, что последняя шумиха вокруг коррупции или деятельность рабочих групп улучшат их положение. И все же, Елена Панфилова, возглавляющая российское отдаление "Transparency International", организацию, борющуюся с коррупцией, считает, что время на стороне правительства. "Это логика истории, -говорит она. - Однако это займет жизнь поколения".