Год назад бывший спикер парламента Александр Мороз представил общественности звукозаписи, которые вызвали настоящую бурю. Из них следовало, что президент Леонид Кучма приказал похитить журналиста Георгия Гонгадзе, манипулировал результатами выборов и допускал "темные" дела своих сотрудников - пишет Мартин Войтеховский.
Через год после этих событий киевская пресса и политологи задумываются, насколько этот самый крупный политический скандал в истории независимой Украины изменил облик страны.
"Люди перестали бегать за новыми лентами майора Мельниченко [он организовал подслушивание в кабинете Кучмы и почти в течение двух лет записывал его разговоры]. Власть зализала раны, а оппозиция окончательно рассталась с иллюзиями. Журналисты уже научились говорить о Георгии Гонгадзе в прошедшем времени, а общество не получило ответа на большинство заданных властям вопросов. Чье тело было найдено в лесу под Киевом? Что случилось с Гонгадзе? Являются ли записи Мельниченко настоящими? Кто был инициатором установки подслушивающего устройства в кабинете президента и кто стоит за представлением общественности этих лент звукозаписи?" - задается вопросом самый влиятельный киевский политический еженедельник "Зеркало Недели". И сам отвечает на этот вопрос: "Очередной раз мы убедились (хоть это и так не было никакой тайной), что власть лишена всяких принципов, органы правопорядка, в самом лучшем случае, непрофессиональны, а оппозиция - бессильна".
Украина без Кучмы?
Когда 16 сентября прошлого года исчез Гонгадзе, никто не ожидал, что его дело вызовет массовые демонстрации и будет угрожать президентской власти. О политическом подтексте исчезновения журналиста в начале писала только интернет-газета "Украинская Правда", руководителем которой был сам Гонгадзе. Впрочем, всем внушали, что в устранении непокорного журналиста заинтересован был не Кучма, а бывший советник президента и один из крупнейших олигархов Александр Волков. "Украинская Правда" обвиняла его в сотрудничестве с боссом киевской мафии, неким "Киселем".
"Ленты Мороза", на которых президент говорит главе своей канцелярии и министру внутренних дел: "Пусть его [Гонгадзе] похитят чеченцы, попугают и выкинут куда-нибудь в п┘у", вызвали такой шок, что в начале Кучма и его люди молчали, набрав воды в рот. С изуродованным телом, найденным в середине ноября под Киевом, около которого был браслет и перстень Гонгадзе, начали происходить странные вещи. В тайне тело перевезли из морга в Таращах - в Киев. Прокуратура медлила с проведением экспертизы ДНК, которая должна была подтвердить, принадлежат ли останки тела Гонгадзе. Не было дано согласия на то, чтобы близкие журналиста провели на Западе независимую экспертизу. Высокие должностные лица МВД и прокуратуры постоянно повторяли, что журналиста видели во Львове, Москве или Грузии, откуда родом его отец.
Протестуя против плутовства властей, возникли две организации - "Украина без Кучмы" и "Форум Национального Спасения". Члены и сочувствующие этой первой организации разложили в центре Киева палаточный городок - подобные городки 10 лет назад во время забастовок привели к тому, что Украина обрела независимость. Но, когда через несколько недель милиция удалила демонстрантов, никто особенно не протестовал. В свою очередь, "Форум Национального Спасения", в который вошли несколько авторитетных политических деятелей, выступающих против политики Кучмы, спорил о том, кому его (Форум) возглавить, и так и не решил, быть ли ему партией, общественным движением или ничего незначащим "диваном". Когда большинство членов Форума поссорилось с бывшим вице-премьером Юлией Тимошенко, финансирующей организацию, Форум распался. Медленного распада оппозиции не смогло приостановить даже потрясение, вызванное антипрезидентскими волнениями 9 марта, во время которых милиция в жестокой форме разогнала демонстрантов, арестовав при этом более 100 человек.
Ющенко уходит
В апреле кассетный скандал стал уходить в тень - все большее внимание привлекала отставка реформаторского правительства Виктора Ющенко. Единственное обвинение, выставленное премьеру, звучало так: "не умеет разговаривать с парламентом". На самом деле, речь шла о том, чтобы олигархи, которые после исчезновения Гонгадзе как один поддержали Кучму, могли восстановить свои позиции в наиболее прибыльных и коррумпированных секторах экономики, подорванные прозападным премьером. Президент согласился на эту отставку так как думал, что это Ющенко стоит за представлением общественности "лент Мороза" - говорит Юлия Мостовая, заместитель руководителя "Зеркала Недели".
Лидеры "Украины без Кучмы" и "Форума Национального Спасения", конечно же, стремились заполучить Ющенко в свои ряды, но сам он всегда вел себя так, чтобы ни в коем случае не выступить против президента. После своей отставки, думая о парламентских выборах в будущем году, он создал блок "Наша Украина". Хотя его образуют те же самые правоцентристские партии, которые во время кассетного скандала поддерживали оппозицию, однако, Ющенко утверждает, что его блок не является антипрезидентским. И, наверное, он действительно таковым не является, раз руководителем избирательного штаба "Нашей Украины" недавно стал Юрий Юхануров, бывший вице-премьер, а еще несколько месяцев тому назад заместитель администрации Кучмы. А одним из главных лидеров блока является Роман Бессмертный, представитель президента в Верховной Раде.
Единственная оппозиционная организация, которая возникла во время кассетного скандала и которая по-прежнему функционирует - это молодежный комитет "За правду" (организовывают семинары, курсы, издают газеты, создают свои структуры в вузах). - Парни из комитета "За правду" полностью отдают себе отчет, что для того, чтобы что-либо вообще значить, оппозиция должна еще очень долго работать - говорит Александр Крывенко, бывший сочувствующий "Форума Национального Спасения". После разлома Форума Крывенко вместе с другими журналистами основал организацию "Хартия 4", которая поддерживает создание независимых СМИ.
Милиция теряет лицо
За замалчивание аферы вокруг "кассет Мороза" власти заплатили потерей авторитета. Вопреки ожиданиям, больше всего пострадал не президент, а милиция и прокуратура, которые представляли очередные фальшивые версии смерти Гонгадзе.
Эффект был таким, что в феврале органы правопорядка пользовались доверием лишь у 7 процентов украинцев, а сегодня - у 11 процентов. Генеральный прокурор, глава и заместители главы МВД сами заслужили это. Генеральный прокурор Михайло Потебенько сначала отказывался подтверждать смерть Гонгадзе, что было необходимым условием для начала следствия по делу убийства. Потом - не хотел проверить подлинность "лент Мороза", отклонял также очередные заявления матери Гонгадзе, подтверждающие, какая связь была между смертью ее сына и теми лицами, голоса которых было слышно на кассетах. В свою очередь, заместитель руководителя МВД без предоставления доказательств говорил, что "согласно последним данным, Гонгадзе был похищен наркоманами". А его начальник Юрий Смирнов констатировал, что причиной смерти журналистов в 80 процентах случаев является алкоголизм (!).
Тело журналиста до сегодняшнего дня не отдали семье, так как власти якобы не могут со всей уверенностью установить, является ли погибшим Гонгадзе. Мать Георгия, Леся Гонгадзе, говорила мне в августе, что уже не знает может она надеяться или нет┘- Тела не отдают, так как боятся, что похороны Георгия могут перерасти в очередную крупную антипрезидентскую демонстрацию - говорит Орест Сохар, заместитель руководителя киевского еженедельника "Политика и Культура".
СМИ теперь легче
Но для Украины "кассеты Мороза" имели также и положительные последствия. "Во время первой демонстрации в декабре прошлого года появилась надежда, что большая страна проснулась и появилось уже немало людей, готовых бороться за идеалы и мораль" - пишет "Зеркало Недели". На самом деле, обществу все равно - целых 72 процента украинцев не знает, кого считать совестью нации, но, однако, появляется все больше "кружков", например в вузах, в некоторых редакциях, где все серьезнее говорят о будущем страны. Оппозиция, которая еще полгода назад требовала, прежде всего, отставки Кучмы, поняла, что самым важным является программа и изменение системы власти. Элиты начинают говорить об отказе от президентской модели управления в пользу парламентской модели.
Последние несколько месяцев активнее стали действовать западные фонды и дипломатические представительства, которые серьезно взялись за продвижение демократических ценностей. В организуемых ими семинарах охотно участвуют украинские интеллектуалы и молодежь.
Дело Гонгадзе, в определенной мере, улучшило ситуацию в СМИ, так как власти теперь избегают нападок на журналистов. Налоговая полиция и пожарная служба перестали являться в непокорные редакции под предлогом рутинных проверок, как они это обычно делали перед президентскими выборами в 1999 г. СМИ, в зависимости от взглядов своих хозяев, поделились на поддерживающих власть и поддерживающих оппозицию, но, по крайней мере, теперь все стало понятно. Только государственное телевидение притворяется объективным, хотя фактически является рупором власти.
Что покажут выборы?
Парламентские выборы пройдут в марте 2002 г. Хотя официально предвыборная кампания начнется 1 января, по сути дела она идет уже с сентября. Мелкие партии, наученные горьким опытом, объединяются в коалиции и блоки, что оставляет надежду на то, что парламент будет менее раздробленным. Может быть, таким образом, получится создать большинство в парламенте без оглядывания на коммунистов, которые могут рассчитывать на 17 процентов голосов поддержки. В большинстве опросов общественного мнения лидирует проевропейский блок Виктора Ющенко "Наша Украина" (более 20 процентов). Кучма осторожно поддерживает еще три других блока: "За Единую Украину" (партия истэблишмента), "Демократический Союз" бывшего близкого советника Кучмы Владимира Горбулина и "Социал-демократическую Партию" вице-спикера парламента Виктора Медведчука. После выборов эти три объединения, да плюс блок Ющенко поделят между собой власть. А при таком раскладе Кучма может быть спокоен до конца своего срока полномочий в 2004 г.
Будут ли выборы честными? Кучма заверяет, что да, но можно ли ему верить? После кассетного скандала Совет Европы и Европейский Парламент заявили, что на эти выборы они хотят послать своих наблюдателей. Украинские негосударственные организации хотят создать такую систему наблюдения, которая была у сербской оппозиции в последних выборах перед свержением Милошевича.
Вашингтон также заявляет, что рассматривает эти выборы как "последний шанс для властей Украины", и что будет за ними очень пристально наблюдать. - Парламентские выборы сфальсифицировать намного сложнее, нежели президентские - говорит работник американской организации, занимающейся популяризацией демократических ценностей на Украине. - Мы еще дополнительно застрахуемся. Например, мы хотим, чтобы наблюдатели приехали не только на само голосование, но чтобы они также наблюдали за ходом избирательной кампании в СМИ, следили за тем, ко всем ли партиями относятся одинаково. Нельзя исключать злоупотреблений, особенно на местном уровне. Однако я не допускаю мысли о том, что выборы станут фарсом.