Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
ХАВЬЕР СОЛАНА: Россия для Европейского Союза - незаменимый партнер

Хавьер Солана, верховный комиссар Европейского Союза по общей внешней политике и политике в области безопасности, в интервью НИС "Страна.Ru"

ХАВЬЕР СОЛАНА: Россия для Европейского Союза - незаменимый партнер picture
ХАВЬЕР СОЛАНА: Россия для Европейского Союза - незаменимый партнер picture
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Хавьер Солана: "События 11 сентября подчеркнули необходимость объединения усилий суверенных наций, стремящихся эффективно покарать терроризм. Они придали больший импульс коллективным акциям государств √ членов Европейского Союза, а также усилиям, которые ЕС прилагает совместно с нашими международными партнерами, включая Россию. На встрече через 10 дней после событий 11 сентября лидеры ЕС конкретно указали на важность тесного сотрудничества с Россией как с незаменимым партнером".

Брюссель, 4 декабря 2001 года

1. Как в общем и целом изменилась внешняя политика и политика в области безопасности Европейского Союза после событий 11 сентября? Предусматривается ли какая-либо роль для России?

События 11 сентября придали большую срочность разработке и проведению в жизнь сильной и связной европейской внешней политики и политики в области безопасности. Эта трагедия подчеркнула необходимость объединения усилий суверенных наций, стремящихся эффективно покарать терроризм. Она придала больший импульс коллективным акциям государств - членов Европейского Союза (ЕС), а также усилиям, которые ЕС прилагает совместно с нашими международными партнерами, включая Россию. Встретившись через 10 дней после событий 11 сентября, лидеры ЕС конкретно указали на важность тесного сотрудничества с Россией как с незаменимым партнером.

2. Какое главное препятствие стоит на пути более тесного сближения между Россией и Европейским Союзом в вопросах безопасности?

Я предпочитаю говорить не о препятствиях, а о возможностях. Уже создано много возможностей для большего сотрудничества - сегодня перед нами стоит задача использовать эти возможности. ЕС и Россия добились большого прогресса в деле обсуждения возможного участия России в осуществляемых под эгидой ЕС операциях по урегулированию кризисов. После встречи на высшем уровне в Брюсселе в сентябре, на которой присутствовал г-н Путин, мы получили возможность объявить, что контакты ЕС-Россия на уровне комиссии по политике и безопасности будут укреплены, и этот процесс уже начат. Одним из положительных следствий событий 11 сентября является то, что занятая президентом Путиным твердая позиция способствовала установлению нового климата доверия, который окончательно оставляет позади "холодную войну". У меня нет сомнений в том, что этот новый климат позволит нам максимально использовать возможности для сотрудничества.

3. Какую политику будет проводить Европейский Союз в Средней Азии? Выступая на встрече министров иностранных дел Европейского Союза в Люксембурге, Вы сказали, что интересы Европейского Союза в этом регионе достаточно ограничены по сравнению с интересами других региональных держав, в частности России. Означает ли это, что Европейский Союз пересмотрит роль России в регионе? Не думаете ли Вы, что российское присутствие в Средней Азии может иметь стабилизирующий эффект? Каким образом Европейский Союз может сотрудничать с Россией в этом направлении?

Я четко заявил о необходимости для ЕС переоценить свою политику в отношении стран Средней Азии, и этот процесс сейчас идет. ЕС должен чаще и интенсивнее вести диалог со странами региона, но это не значит, что мы стремимся уменьшить роль других держав, имеющих исторические связи с регионом. Совершенно ясно, что Россия будет и дальше играть критически важную роль в плане поддержания стабильности в регионе.

4. Как тесно могут сотрудничать секретные службы Европы и России? Есть ли тут какие-то препятствия и каково положение дел на сегодня? Полагаете ли Вы, что уровень доверия между Европейским Союзом и Россией в целом достаточен для установления необходимых контактов между их секретными службами?

Новый международный климат делает возможным сотрудничество во многих новых областях. В таких деликатных областях как разведка необходимо очень большое доверие, а для установления этого доверия иногда требуется какое-то время.

5. Существует ли возможность создания российско-европейского международного органа для решения вопросов безопасности, или подобное сотрудничество между Россией и Европейским Союзом возможно только на основе и в рамках существующих институтов? Какова в точности эта основа?

Нет недостатка в институтах, в рамках которых Европейский Союз и Россия могут обсуждать вопросы безопасности. В зависимости от характера темы, мы может плодотворно сотрудничать на основе двусторонних контактов между нами, в рамках Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ), Организации Североатлантического договора (НАТО) и Организации Объединенных Наций (ООН).

6. Как, по Вашему мнению, изменится структура безопасности в мире? Может ли быть создана новая международная организация или сотрудничество в борьбе против терроризма будет осуществляться в рамках Организации Объединенных Наций, Организации Североатлантического договора, Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе и так далее?

Как я уже сказал, у нас нет недостатка в институтах, но мы должны гарантировать, что эти институты будут чутко реагировать на меняющийся мир. ООН и НАТО отреагировали очень быстро на нападения 11 сентября. Борьба против терроризма многогранна. Американцы возглавили военную операцию в Афганистане, и это совершенно понятно. Другие аспекты этой борьбы - блокирование источников финансирования, отслеживание маршрутов снабжения оружием, воспрещение убежищ и пр. - будут в долгосрочной перспективе не менее, а быть может даже более важными, но они зависят от решительных и скоординированных акций под эгидой доступных нам международных организаций.

7. Изменилось ли отношение Европейского Союза к политике России в Чечне после событий 11 сентября и после предпринятых российским руководством попыток начать переговоры с лидерами чеченских боевиков? Что Вы думаете об этих усилиях России, считаете ли Вы их достаточными?

Отношение Европейского Союза не изменилось. Мы решительно выступаем против терроризма, однако продолжаем призывать власти России делать все возможное для защиты невинного гражданского населения, страдающего уже более двух лет от непрекращающихся боевых действий. Мы также видим необходимость политического урегулирования чеченского конфликта. Именно поэтому мы выражаем нашу поддержку усилиям российских властей по установке диалога.

8. Считаете ли Вы, что кризис на Балканах в целом урегулирован? Косово является экспортером наркотиков и организованной преступности в Европу. Как вы намереваетесь решать эту проблему? Будет ли продолжена борьба с терроризмом на Балканах? Если да, против каких террористов она будет вестись и в каких формах?

Нужно быть действительно смелым человеком, чтобы заявить, что кризис на Балканах завершен, однако я вижу реальные основания для оптимизма. В первый раз во все страны региона пришла демократия. Мне кажется, что цели, которые преследует Европейский Союз в регионе - мир, процветание и региональное взаимодействие - разделяются сейчас подавляющим большинством населения и политиков. Два произошедших недавно события являются свидетельствами этому - недавние выборы в Косово и конституционные перемены в Македонии. Все части региона должны направить энергию и ресурсы на борьбу с организованной преступностью, и ЕС оказывает помощь в осуществлении этих усилий.

9. Как Европа намеревается бороться с международным терроризмом, чтобы избежать повторения событий, которые произошли в США?

ЕС принимает участие в большой всеобъемлющей программе мер противодействия террористическим угрозам. Эти меры включают в себя усиление политического и судебного сотрудничества, более детальный обмен информацией между разведывательными службами, и конкретные меры по борьбе с финансированием терроризма. Некоторые из этих мер планировались еще до 11 сентября, однако получили новый политический импульс. Другие меры были предложены непосредственно по причине тех трагических событий.

10. Существуют ли планы существенного увеличения финансирования, направляемого на обеспечение безопасности самого Европейского Союза? Принимая во внимание новые угрозы, изменится ли в будущем общий образ Европейского Союза?

Европейские руководители соберутся вскоре на саммите в Лаекене в Бельгии. Это даст им возможность оценить прогресс, достигнутый в борьбе с терроризмом и решить, есть ли необходимость предпринимать какие либо дополнительные усилия. В ответ на угрозы террористов ЕС показал себя мыслящим, энергичным и прагматичным. Однако это только начало. Европейская общественность ожидает, что ее институты окажутся способными по настоящему укрепить безопасность: результаты будут зависеть от предпринимаемых усилий.

11. Насколько активна была террористическая сеть бен Ладена "Аль-Каида" в Европе? На каком этапе находится работа по ее уничтожению?

До того, как мы с уверенностью сможем ответить на этот вопрос, необходимо проделать много терпеливой работы в полиции и правоохранительных кругах. И все же, можно сказать, что за последние недели было проведено много важных арестов, и сотрудничество между странами - членами ЕС сыграло в некоторых из них решающую роль.

12. Каковы свидетельства причастности Усамы бен Ладена к террористическим атакам 11 сентября?

Я не думаю, что у кого-либо могут быть сомнения в причастности к произошедшему бен Ладена и "Аль-Каиды". Европейскому Союзу были представлены доказательства нашими американскими партнерами, и события в Афганистане послужили только подтверждением этой точки зрения.