Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
ПАРАДОКСЫ РОССИЙСКОЙ ШКОЛЫ ("Nuernberger Zeitung", Германия)

Дети растут дичками

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Российские школы представляют собой парадоксальную картину. Заграница нахваливает их, видя в них фундамент достижений, которыми ученые и практики с Востока восхищают Запад. В то же время все русские, кто это может себе позволить, посылают своих отпрысков как можно раньше в другие страны. Только там, по их мнению, они получат настоящие знания.

Российские школы представляют собой парадоксальную картину. Заграница нахваливает их, видя в них фундамент достижений, которыми ученые и практики с Востока восхищают Запад. В то же время все русские, кто это может себе позволить, посылают своих отпрысков как можно раньше в другие страны. Только там, по их мнению, они получат настоящие знания.

Действительно, школьная система находится на переломе. Если верить президенту Владимиру Путину, дочери которого занимались в школе при немецком посольстве, а сейчас на дому, все дети с 2005 года будут учиться дольше, по более современным методикам и по программам, которые будут в стране более единообразными.

Что необходимо срочно сделать. Нынешняя система образования удовлетворяет всем требованиям только на бумаге. За четырьмя годами начальной школы следуют пять лет до завершения среднего образования, что не вызывает необходимости менять одну школу на другую. Тот, кто отучится еще два года, сможет после приемных экзаменов учиться в университете.

На практике всего не хватает, дети растут дичками. Из 17 829 416 детей и подростков, которые грызли в 2001 году гранит науки в 36 952 государственных школах, добрая треть делала это в разбитых зданиях, а каждый 15-й школьник - посреди развалин. То, что учитель с 15-летним стажем получает за год 1 700 евро, об этом уже никто и не говорит. Зато говорят о неограниченности физических возможностей учителей. "Какая-нибудь почти 50-летняя Анна Павловна на школьном фронте - является обычно прочным звеном любой коллегии.

Самое большое в них можно обнаружить двух мужчин. Ни один настоящий русский не пожертвует свою профессиональную жизнь в пользу скромного места учителя. Ученые считают школьных педагогов самым консервативным слоем общества России. От учителей в глубоком пенсионном возрасте трудно ожидать энтузиазма по поводу новых тенденций и методов преподавания. Зато растет упрямство, которой способствует унаследованная идеология. "Перевоспитание учителей - главная проблема при проведении реформ", - говорится на интернет-страничке напрасно надеющихся московских родителей.

Заметно скептическое отношение также к программе, которая была одобрена в августе Государственным советом. Школьная система за 37 000 евро должна к 2005 году стать совершенно здоровой. По плану будет готовиться не только подрастающее поколение инженеров и ученых-естественников. Уже в школе знаниями будут вооружаться также юристы, социологи и менеджеры разного назначения.

Нет больше достижений СССР, на повестке дня теперь на первом месте - шансы. Меньшим спросом пользуется коллективная муштра во вдалбливании фактического материала, большим - индивидуальная инициатива. Подрастающее поколение будут формировать изучение иностранных языков и информатики, начиная со второго класса, а также свободный выбор предметов для изучения в последние школьные годы. Общие для всех учебники позволят сдавать по завершении двенадцати лет обучения единый для всех выпускной экзамен. Благодаря этому, быть может, удастся победить самое большое зло: сегодня многие родители, чтобы восполнить недостатки школьного образования, оплачивают дополнительную подготовку своих детей для подготовки к трудным экзаменам в высшие учебные заведения.

Таковы планы Кремля, который экспериментирует также с государственными школами для одаренных детей. Скептики говорят, что реформы нельзя будет осуществить раньше 2010 года. Именно до этого времени следует разрешить последовательно все проблемы. К ним относится не только огромное количество частных школ. Государство ставит подножку самому себе. Определенно будут освобождены от новых правил престижные высшие учебные заведения, включая Московский университет.