На протяжении почти всего прошедшего десятилетия взаимоотношения НАТО и России, врагов времен "холодной войны", колебались между неприязненным сотрудничеством и неприкрытой враждебностью. Россия никогда не верила полностью заявлениям НАТО о том, что Атлантический альянс, созданный в 1949 году в качестве противовеса Советскому Союзу и его расширяющейся империи, больше не имеет конкретно обозначенного противника.
Россия пыталась как можно дольше сопротивляться вступлению в НАТО Польши, Венгрии и Чешской Республики, занимавших когда-то передовые рубежи Организации Варшавского Договора. Когда в марте 1999 года Америка и ее европейские союзники начали воздушную войну против Югославии, для того, чтобы освободить Косово от сербского контроля, это было расценено в Москве как доказательство "агрессивных" намерений западного Альянса.
Однако неожиданно стало похоже, что взаимоотношения между Россией и одной из наименее дружественных ей международных организаций начали резко улучшаться. Генеральный секретарь НАТО Джордж Робертсон (George Robertson) в прошлом месяце после своего трехдневного посещения Волгограда и Москвы сообщил о "заметном потеплении" отношений между состоящим из девятнадцати стран Альянсом и Россией. Ожидается, что климат изменится еще больше после того, как в пятницу, 7 декабря, в Брюсселе состоится встреча министра иностранных дел России Игоря Иванова и его девятнадцати коллег из стран - членов Организации.
Основной причиной этого существенного потепления является, без сомнений, растущее сотрудничество по вопросам Афганистана между Россией и наиболее могущественным членом НАТО - Соединенными Штатами. Россия предоставила обширную помощь в виде боевой техники и материально-технического обеспечения, а также разведывательных данных - возможно, даже большую помощь, чем это открыто для посторонних глаз - американской кампании борьбы с афганским режимом "Талибан" и поддержки внутренних противников талибов "Северному Альянсу".
Некоторые российские эксперты утверждают, что после террористических атак против Америки, произошедших 11 сентября, Россия стала гораздо более важным партнером для Соединенных Штатов, чем многие менее смелые и милитаризированные страны европейского крыла НАТО. В свою очередь президент России Владимир Путин проявил чистейший прагматизм и воспользовался возможностью превратить Россию в полезного друга Соединенных Штатов.
Все это представляет собой необычный поворот событий. Всего несколько месяцев назад многим людям в России казалось, что Запад, включая НАТО, пытается уничтожить любые оставшиеся следы российского влияния в бывших советских республиках Средней Азии и на Кавказе. Сейчас, Россия сотрудничает с Америкой в ведении войны против Афганистана с территорий, находившихся прежде под ее влиянием, например, из Таджикистана.
Г-н Путин, судя по всему, смог преодолеть сопротивление старой гвардии в российском военном истеблишменте, который до сих пор склонен рассматривать Америку и НАТО в качестве извечных врагов; и вновь подтвердил старую поговорку о том, что у государств нет постоянных друзей или врагов, а есть только постоянные интересы. Влияние бывшего офицера КГБ на внутренней политической сцене судя по всему еще больше усилилось в последние дни, после увольнения нескольких высокопоставленных офицеров военно-морского флота, среди которых был и командующий Северным Флотом адмирал Вячеслав Попов.
На первый взгляд, это произошло из-за их некомпетентности, проявившейся в свете трагедии с атомной подводной лодкой "Курск", затонувшей в Арктике после взрывов, причина которых до сих пор не выяснена; однако, эти увольнения также рассматриваются как удар по старой гвардии, которая считает НАТО основным противником России, и считается победой сторонников нового мышления, которые готовы сотрудничать с Западом, когда это служит интересам России.
Тем временем, официальные лица Альянса говорят, что в результате пятничной встречи возможен "прорыв" во взаимоотношениях между Россией и НАТО. Власти некоторых входящих в НАТО стран выразили поддержку этому имеющему формальный оттенок, однако символично важному изменению во взаимоотношениях девятнадцати союзников и России.
В своем нынешнем состоянии партнерство НАТО и России, которое было предложено ей пять лет назад, отчасти для того, чтобы смягчить ее недовольство расширением Альянса, представляет собой регулярные, детально спланированные встречи между Россией и Альянсом на так называемой основе "девятнадцать плюс один". Другими словами, Россия сидит за одним концом стола, а Америка и ее восемнадцать союзников сидят за другим. В случае возрастания российско-западной напряженности этот стол может стать для России только трибуной для выражения недовольства Альянсом.
Премьер-министр Великобритании Тони Блэр (Tony Blair) и другие руководители входящих в НАТО стран предлагают, чтобы в тех сферах, где Россия и НАТО имеют общие интересы - начиная от миротворческой деятельности на Балканах до взаимодействия в борьбе против терроризма или в сфере распространения смертельных вооружений - Россия и нынешние члены НАТО должны сидеть за круглым столом в формате "двадцатки". Другими словами, Россия займет полноценное место наряду с остальными членами Альянса на встречах, проходящих под председательством лорда Робертсона; по крайней мере хоть в некоторых случаях Россия будет принимать участие в процессе достижения компромиссов и предоставления уступок, которым сопровождается принятие совместных решений НАТО.
Предоставит ли это России право вето в отношении решений НАТО? Чиновники из НАТО говорят, что об этом можно говорить только в том смысле, что совместные проекты России и НАТО не могут быть осуществлены без свободного выражения Россией своего согласия или несогласия. Однако, например, если НАТО захочет разместить миротворческие войска в Македонии, а Россия будет против этого возражать, то это не остановит девятнадцать членов Союза от осуществления своего решения.
Также не стоит и вопрос о вступлении России в интегрированную военную структуру НАТО, или об использовании ею преимуществ, предоставляемых гарантиями взаимной защиты друг друга, которые объединяют полных членов Альянса. Однако если сотрудничество между НАТО и Россией по широкому кругу вопросов станет обычным делом, то это сможет на практике дать России некоторую степень влияния - так как резкий разрыв такого сотрудничества не пройдет безболезненно.
В любом случае, опыт НАТО, приобретенный за прошедшее десятилетие, предполагает, что институты, как бы гениально они не задумывались, будут эффективны ровно настолько, насколько этого захотят входящие в них члены. Если будет существовать стремление к практическому сотрудничеству между Россией и НАТО, то встречи в формате "двадцатки" станут важной частью углубляющихся взаимоотношений. Если это стремление испарится, то такие встречи превратятся в бессмысленные перебранки.