-Значительная часть нашего успеха спрятана под землей. Более 60% ВВП находится в теневом секторе - говорит Михайло Коломыец (Mychaj&322o Ko&322omyjec), руководитель независимого экономического агентства "Украинские Новости" (Ukrainske Nowyny). Ведь с каждой заработанной гривны правопорядочный предприниматель должен заплатить 56 копеек только в качестве налога на рост заработанной платы. А ведь есть еще налог на прибыль, выплаты по социальному страхованию и т.д.
В течение последнего года весь центр Киева покрылся всевозможными забегаловками, кафе, ресторанами, магазинами. На девятом году реформ на финансовом рынке Украины наконец-то появились фирмы (пока только две), предлагающие покупку автомобилей в кредит. По всей столице заметен строительный бум - частные фирмы строят офисы и жилые дома. А хорошие квартиры на окраинах центра стоят 20-25 тыс. долларов - и все уже проданы.
Хитрый Ющенко
Джина из бутылки освободил премьер-реформатор Виктор Ющенко (Wiktor Juszczenko) (он был отправлен в отставку в апреле 2001 г. общими силами парламентских фракций, поддерживаемых олигархами за "неисполнение связанных с ним надежд"). Однако за тот год, когда он возглавлял правительство, он успел привести в порядок бюджет страны, то есть отсечь местных олигархов от государственных средств. Как говорят на Украине: направил финансовые потоки в другое русло. - Каждый из олигархов потерял в среднем по 0,5 млрд. гривен (около 100 млн. долларов) - говорит один из украинских журналистов.
Технически это выглядело так. Ющенко - финансист по образованию - принял множество мелких изменений в законодательстве, за некоторые из них голосовали даже олигархические фракции парламента. Ни у кого из олигархов нет финансового образования, никто из них не является специалистом в этой сфере - в отличие от Ющенко. Свое имущество они получили в подарок от политических властей, а о прибыли заботились их бухгалтеры. Поэтому сориентировались они только под конец 2000 г.,. когда явились за своими деньгами. А в кассе оказалось пусто.
Таким образом, резко разбогатевшее государство, после десяти лет реформ, начало выплачивать задолженность по заработной плате, величина которой, правда, очень смешная (в среднем на Украине она составляет 40-45 долларов). Но все равно. Появился потребительский рынок, люди начали что-то покупать, а не только обменивать или ремонтировать. На этом рынке уже были продавцы - теневой украинский бизнес.
- Всю цепочку зависимости между своими фирмами я должен был так отстроить, чтобы скрыть свою собственность и иметь возможность легко распоряжаться деньгами подальше от налоговой полиции - говорит Владимир С. (Wolodymir S.), миллионер, владелец нескольких тысяч гектаров земли (одного целого уезда, о покупке очередного он сейчас как раз ведет переговоры), нескольких перерабатывающих предприятий. Он знаком с десятками таких же предпринимателей почти со всей страны. Сейчас все задыхаются от своих миллионов, которые они не могут легализировать. Легче всего это было бы сделать с помощью инвестиций, но инвестиционный рынок замер после отставки Ющенко.
Сброситься на премьера
Никто не знает, сколько таких "теневых" предпринимателей есть на Украине и каким капиталом они располагают. Один только Владимир С. ежегодно инвестирует около $20 млн. в свои фирмы. Существуют только косвенные данные, показывающие насколько велик теневой предпринимательский сектор. В двухмиллионном Киеве около трех тысяч жителей, например, являются постоянными клиентами люксовых автомобильных салонов (Mercedes, Lexus и т.д.). А ведь есть еще Днепропетровск, Запорожье, Львов, Одесса (не беря уже во внимание самого богатого Донецка, который, однако, руководствуется собственными правилами). По крайней мере часть из них заработала свои деньги противоправным способом, или не согласовав и не поделившись с нынешней властной элитой. Остальные - это члены нынешней элиты, а часть - обычные бандиты (хотя иногда их очень тяжело отличить от бизнесменов из теневого сектора экономики).
Известно, что значительная часть "серых бизнесменов" фортуны концентрируется в сельском хозяйстве и переработке сельхозпродуктов - украинское сельское хозяйство очень быстро наращивает свою экономическую мощь. Несмотря на то, что украинский бизнес как только может избегает внимания официальной статистики и налоговой полиции, но даже в представительствах международных финансовых организаций в Киеве (Мировой Банк, ЕБРР, Международная Финансовая Корпорация) признают, что украинское сельское хозяйство является наиболее динамично развивающимся сектором экономики и стоит того, чтобы в него вкладывали средства. Однако выходящий из тени украинский бизнес наткнулся на непроходимые барьеры. В большинстве случаев он не может легализировать свои средства, а также не может их увеличить. Валютный кредит на Украине стоит 13-14% в год, в гривнах - 23-24%.
- Необходимы очень глубокие изменения. Поэтому сейчас мы вместе с товарищами сбрасываемся на Ющенко - говорит Владимир С. В их случае "сброситься" значит внести по несколько миллионов долларов в предвыборную кассу бывшего премьера. Несмотря на то, что выборы пройдут в марте 2002 г., касса Ющенко уже полна, но никто еще не знает, с кем он будет в этих выборах стартовать. Местные социологи, однако, не сомневаются - шансы партии, в которую вступит бывший премьер, вырастут двукратно.
Уставшие олигархи
Зато точно известно, с кем Ющенко придется бороться. Украинской экономикой управляют пять-шесть олигархов, имеющих своих представителей в парламенте. Они, в свою очередь, связаны с территориальными кланами: днепропетровским, донецким, западным. Принадлежность к политической элите позволяет им обогащаться, избегая многочисленных постановлений (которым обязаны следовать все другие граждане Украины) и козни бюрократического аппарата.
Ведь больше всего на Украине съедает не налог, а чиновник, особенно тот, который находится на высоком уровне. После первоначального периода конвертиков теперь они требуют участия в прибылях - обычно около 20%, но самые жадные, из Донецка, берут и по 30% (в Польше от 5 до 12% - по неофициальным данным). Кроме всех остальных экономических последствий, донецкая алчность приводит к тому, что этот, самый богатый регион страны является и самым закрытым, на его территории почти нет предприятий с других регионов. Поэтому выходцы из донецкой области лавиной идут через всю Украину, забирая себе самые толстые куски (главой налоговой полиции Украины стал человек оттуда).
- Таких выборов, которые вскоре у нас пройдут, еще никто не видел на территории бывшего СССР - говорит киевский журналист. - Никто не знает, как они будут проходить, только вот чувствуем, что они станут исключительно грязными.
Только может быть наши герои уже устали от своего богатства и власти. Недавно Польшу посетил один из олигархов, зять президента Виктор Пинчук (Wiktor Pinczuk) - владелец украинского предприятия, производящего трубы широкого диаметра, используемые для строительства нефте- и газопроводов. Во время своего визита в телекомпанию TVN в Варшаве он узнал, сколько можно заработать на телевизионной рекламе. Что оказало на него потрясающее впечатление. После возвращения в Киев, во время одного из приемов, выпив несколько рюмок, Пинчук вспомнил про польский телевизионный рынок рекламы и вздохнул: - А на кой мне эти трубы! - с их политической зависимостью от киевских властей и украинско-российских отношений (предприятие Пинчука является монополистом на российском рынке).
Обидевшийся Кучма
У остальных олигархов тоже достаточно своих собственных труб. Однако у них нет к кому обратиться и попросить о помощи. Президент Кучма потерял свою позицию арбитра. Дело Гонгадзе (дело об убийстве оппозиционного журналиста, скорее всего совершенное украинскими спецслужбами) и связанные с ним кассеты Мельниченко (Melniczenko) (майора службы безопасности, который записал и опубликовал несколько подслушанных часов разговоров президента с ближайшими сотрудниками) политически очень ослабили Кучму. - Самая могущественная власть в нашей стране, администрация президента, спит. На различных телевизионных каналах все чаще появляются оппозиционные политики. Еще год, полтора тому назад из администрации президента тут же позвонили бы руководителю канала с угрозами и предупреждениями - говорит киевский журналист. - А теперь тишина. Как будто все сотрудники президента под землю провалились. А это значит, что мы, журналисты, постепенно будем отвоевывать территорию, и перед выборами на Украине в будущем году у нас снова будет что-то вроде общественного мнения.
Это также означает, что олигархи не могут больше рассчитывать на помощь сплоченного бюрократического аппарата. Находясь в таком вакууме, Кучма все сильнее замыкается в себе, теряя контакт с настоящим. - Он на всех обиделся. И считает, что никто не понимает его и его политики - говорит западный дипломат, участвовавший в нескольких встречах с украинским президентом. - Он обиделся даже на Польшу, так как ему беспрерывно ставят ее в пример. На одной из встреч он вдруг разразился: "Но у нас совсем другие условия!"
Проблема только в том, что он сам их создал.
Журнал "Политика", # 48, 2001 г.