Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Здесь строит правительство Москвы!

Прогулка по Москве

Здесь строит правительство Москвы! picture
Здесь строит правительство Москвы! picture
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
В полдень Тверскую ни в коем случае нельзя пересекать пешком, это опаснее, чем в Палермо. В ином случае, спустя 15 минут после появления в Москве и рюмки спиртного, это могло бы закончиться гибелью под колёсами каких-нибудь ╚Жигулей╩.

Подлетая к Москве, из иллюминатора самолета видишь заснеженные поля , бесконечное белое пространство, на котором в ноябре 1941 года где-то погиб мой прадед, так закончивший замерзающей рукой свое письмо, которое потом привез товарищ из плена: "Боже мой, конец".

Как странно приземляться теперь на самолете компании "Люфтганза" в Москве! От аэропорта Шеремеьево едешь 20 минут на автобусе до Химок, до рубежа перед Москвой, на котором в декабре, 60 лет назад, были разбиты немцы. Сегодня здесь расположены залы первых в России филиалов компании "Икеа", которые недавно торжественно отметили свое открытие и где, как утверждают, президент Путин купил перед камерой полку "Билли".

Между тем, на дороге, ведущей из Петербурга в Москву, образовалась пробка. Трещащие и сигналящие "Жигули", за окном все черно от выхлопных газов и грязного снега. В кузове грузовой машины сидит мужчина в меховой шапке с мешком в руках. Он сидит к Москве, куда он едет, спиной и неподвижно смотрит на дорогу, уходящую к Петербургу.

В ближайшие дни мне предстоит узнать что-нибудь о знаменитой российской душе, при случае даже обняться с ней, а аспирин на следующий день (водка, водка!) я тоже упаковал.

Тверская ведет несколько под уклон прямо к Кремлю, и если выходишь из автобуса, то оказываешься в самом сердце Москвы. Правда, для этого в декабре надо быть в прочной обуви и ни в коем случае не отправляться сюда в спортивных ботинках, как я, без шапки, что совсем безрассудно, по крайней мере, в этом-то я мог бы воспользоваться опытом своего прадеда. Мое приближение по Красной площади к Кремлю и резиденции президента представляет сейчас собой сочетание прыжков через лужи раскисшего снега и замирания на месте, взглядов в направлении Кремля. Иными словами, я приближаюсь к центру власти как кузнечик. Справа и слева по Тверской - огромные витрины, которые выглядят точно так же, как и на Курфюрстендамм или Елисейских полях. Я прыгаю по ступенькам большого стеклянного дома и думаю про себя: хватит, сейчас ты купишь себе русские меховые сапоги!

На первом этаже стоит первая русская. Я уже видел несколько русских женщин, но еще ни разу не встречался с ними в России. Она стоит между стойками с одеждой чуть ли не в нижнем белье, держит в руках бутылку "Baileys" и стакан и улыбается. Я спрашиваю: "Do you something like Russian moon-boots?", но она улыбается и отвечает: "Drinking Baileys?" Хорошо я выпью (боже мой, Baileys - спустя десять минут после прибытия в Москву!). Ей не больше 18 лет, улыбается как русская принцесса из сказок, но не говорит ни одного слова по-английски, кроме "Drinking Baileys?" Наверху телеграфа еще один стеклянная оранжерея, инкрустированная серебром и золотом. Я поднимаюсь на лифте на один этаж и оказываюсь в зале с витринами, в которых выставлена итальянская женская обувь. На третьем этаже - витрины с французской женской обувью, на третьем - смешанная, на четвертом - тоже. Обувь стоит от 5 000 до 9 000 рублей, и начинаешь сглатывать слюну, когда знаешь, что 1 300 рублей это, примерно, 100 марок. "Do you have real Russian boots for gentlemen?", - спрашиваю я, - и одна женщина, похожая на русского агента туристического бюро с открытки "Привет из Москвы", показывает на противоположную сторону улицы, на пятиэтажный стеклянный дом, где продают мужскую обувь.

В полдень Тверскую ни в коем случае нельзя пересекать пешком, это опаснее, чем в Палермо. В ином случае, спустя 15 минут после появления в Москве и рюмки Baileys, это кончилось бы гибелью под колесами каких-нибудь "Жигулей".

Толстой в книге "Война и мир" писал, что любой иностранец, который впервые видит Москву, обнаружит в этом городе женский характер. Такое ощущение было даже у Наполеона (Napoleon). Стоишь теперь на Красной площади, прямо перед сказочным собором Василия Блаженного, где всегда стоял Герд Руге (Gerd Ruge), когда он делал репортажи для ARD из Москвы, и думаешь, Толстой прав. Красная площадь изгибается, как живот у беременной женщины на четвертом или пятом месяце. Если смотришь на громадную площадь со стороны, то этот изгиб дает к центру ощущение чего-то мощного и органического, будто под легендарной брусчаткой находится нечто большое и подвижное. На Красной площади бывал Иван Грозный, здесь короновались цари, казнили предателей, провозглашались революции и войны, праздновались побед. Но есть впечатление, будто под площадью находится нечто еще, которое скоро покажется.

Снежная метель. И из белизны облаков, висящих почти над землей, сверкает золото, виднеется красный кирпич башен и соборов. Я бегу направо, в восточном направлении, к светлому фасаду, с замотанной шарфом головой, прохожу через автоматическую стеклянную дверь в салон "Haute-Couture-Salon La Perla". Из салона "La Perla" мчусь через магазин "Hugo-Boss-Collection", затем через магазины "Pierre Cardin", "Escada Sport", "Daniel hechter", "Prada", "Max Mara", "Cacharel", "Gabrielli", "Wella", и везде на меня смотрят продавщицы, будто я татарский пришелец из степей в буйволиной шкуре, который вот-вот нападет на них. Это действительно безумие. Я нахожусь в 30 метрах от Красной площади, в ста метрах в мавзолее лежит Ленин, а здесь, в торговых павильонах российского универмага ГУМ, деградируешь до уровня татарина.

Я чувствую себя именно так. Например, "Stillwerk" в Берлине или "Arkaden" на Потсдамской площади выглядят по сравнению с этим российским универмагом некими разгрузочными площадками. Громадные светильники, кругом зеркала, украшенные мостики, лепнина, фонтаны, переходы, шикарные бары или закусочные, где можно чего-нибудь выпить или перекусить за 300 рублей. Я мчусь по залам ГУМа, параллельно Красной площади, длина которой, между прочим, 400 метров, и не вижу ни одного единственного человека. Повстречались только пять мужчин из команды уборщиков. Все выглядит очень жутко. Как кошмар Ленина стоит этот Универмаг рядом с его мавзолеем.

Итак, ведь известно же давно, что времена изменились, но в такой степени?! Говорят, что здесь что-то покупают два процента жителей Москвы, остальные ищут необходимое на рынках, иными словами, товары, которые не из Парижа, Милана или Лондона, а то, что предлагается в ГУМе, где при Горбачеве невозможно было купить приличные носки, в пять раз дороже, чем товары из Турции, Польши.

В конце ГУМа, пройдя мимо магазина "Christian Dior", я выхожу на улицу, Кольскую (так в тексте. - Прим пер.), где расположился ресторан с подсвеченной надписью на табличке: "Eat as much as you can!" Перед ней на табуретке сидит пожилая женщина, закутанная в одеяло, она протирает яблоки, предлагая негромким голосом купить их.

В начале Тверской, где позже я уже сижу в ресторане "Макдональдс", улица переливается всеми красками. Повсюду экраны для демонстрации видеороликов с девушками, рекламирующими продукцию "Chopard" и "Chanel", аппаратура компании "Sony", игровые автоматы, кинотеатры, бары и ларьки, на столбах висят ящики, из которых слышна техномузыка. Какой-то ребенок в рваных штанах подсаживается ко мне, показывает пальцем на мой Pommes Frites. У него очень серьезные глаза. Затем он выходит с Pommes Frites снова на улицу и исчезает в море огней.

Если смотреть от банка на Пушкинской площади, все выглядит действительно замечательно. Незадолго до этого я был в Лос-Анджелесе, но Голливуд, где я ожидал увидеть море огней и роскоши, был одним единственным разочарованием. Sunset Boulevard выглядел как дешевый променаж на Канарах, Лос-Анджелес в целом - как Рурская область, но Тверская, которая раньше носила имя Горького, светится сейчас как Дисней-лэнд.

Но зачем я до приезда сюда читал великих русских? И о чем, собственно, они писали?!

"Москва, - говорит Ольга, которая входит за кем-то в лифт в гостинице "Интурист" и спрашивает, сколько у того долларов, - Москва, - говорит она, - меняется каждую минуту". Три года она работала в Гамбурге, а потом, вернувшись сюда, она не нашла своего высотного дома, в котором она жила, вместо него стоял щит с надписью: "Правительство Москвы ведет здесь строительство трассы для гонок по формуле-1". Потом она добавляет, что я должен пойти в метро, оно, как и раньше, и там можно платить рублями.

Неожиданно, когда проходишь через автоматический турникет, который москвичи придерживают, чтобы пропустить следующего с ним пассажира, что, наверное, можно назвать пережитком социализма, когда оказываешься, иными словами, на километровом пологом эскалаторе в глубине метро, то все снова видится в добром свете. Где еще есть такие замечательные старые лампы? Где есть такие мраморные залы? А такие светильники? Тост за Никиту Хрущева, который отдавал указание на строительство этой станции!

Снова на Красной площади. Совсем рано, несколько человек с папками в руках спешат к зданию президиума Верховного Совета. В центре площади сидит мужчина, обвешанный фотоаппаратами с табличкой на стуле с табличкой "Фото? Кодак!" Он понимает немножко по-немецки и говорит, он был первым, кто тогда, в 1987 году, приветствовал Mатиаса Руста (Mathias Rust), когда тот приземлился здесь на спортивном самолете. Этот Руст, продолжает фотограф, был пророком и очень дружелюбным, он вышел из самолета и пожал ему руку, были, конечно, и другие люди, которые тут же полезли в драгоценную систему. А когда я спросил - "Пророк?", он ответил: да, господа, которые правят теперь Москвой, все они, ведь, сидели в спортивном самолете. "Мы сидим внизу, а они - в спортивном самолете!"

Наконец, - у Ленина. Повсюду в полутемном помещении стоят, будто высвеченные Робертом Вильсоном (Robert Wilson) красивые солдаты, а в центре, в стеклянном саркофаге, лежит Ленин. Как восковая кукла в синем костюме, правая рука сжата в кулак, левая покоится на костюме. Останавливаться можно только на несколько секунд, но уже в эти секунды задаешь себе вопрос, что все это, собственно, должно означать?

Говорят, что под Красной площадью есть, якобы, лаборатории, в которых готовится специальный раствор для сохранения тела Ленина. Но для чего такие расходы, если уже в ста метрах отсюда над ним смеется весь мир? Было бы логичнее, продать Ленина в ГУМе, чем сохранять его в городе, который во что бы то ни стало выглядеть как все богатые города мира. В городе, в котором все, однако, оказывается не более чем приукрашенной и абсурдной постановкой капитализма, за которой стыдливо наблюдает большинство россиян с такими же печальными лицами, как у того паренька, который исчез в огнях рекламы с Pommes Frites в руках.

Да, а что же с русской душой?

На кладбище Новодевичьевого монастыря, на могиле Антона Чехова, я думал о том, что, быть может, девушка с бутылкой Baileys могла бы появиться у него в другой одежде. А потом я был вынужден все время думать о том, как его "Чайка" или "Три сестры" стоят сейчас у Путина на полке Billy, купленной в магазине "Икеа". Я был в Третьяковской галерее, где, напротив, в выходные дни, много русских девушек. Правда, честно говоря было трудно с любой точки зрения, флиртовать с русской девушкой, когда та рассматривает в Третьяковской галерее Иванова или Сурикова. Затем немножко России я купил себе на Воробьевых горах. Здесь, откуда Наполеон смотрел на горящую Москву, которая теперь, как я думаю, горит иным образом, здесь есть знаменитые матрешки: большая кукла, а в ней другая и так далее. Глупо, но в матрешке с изображением Путина, находится матрешка Ельцина, а дальше - Брежнева, даже Сталина и, наконец, - Ленина. Ленин стоит теперь у меня дома на подоконнике, без консервантов, на компакт-диске у меня есть запись балалайки.

Между прочим, в матрешке за Лениным следуют Николай II, потом Петр Великий, а в самом конце - совсем маленький Иван. Все прочее от России я выбросил.