Марсианский судебный психолог, ищущий свидетельства душевного нездоровья человеческой расы, мог бы расценить Договор об ограничении систем противоракетной обороны 1972 года (Договор по ПРО) убедительным доказательством. Подписанный президентом Ричардом Никсоном (Richard Nixon) и Леонидом Брежневым во время, когда когда их страны имели ядерные арсеналы, способные полностью уничтожить Землю много раз, этот Договор запрещает обеим странам создавать эффективную систему защиты от ядерных атак. Обратная логика здесь заключается в том, что самым надежным способом защиты населения одной страны от нанесения поражения другой страной является абсолютная уверенность, что население нападающей страны пострадает точно так же. Однако это не является очень успокаивающим расчетом: представьте, что ядерная ракета может попасть в руки руководителя государства или преступника, которые будут достаточно сумасшедшими, чтобы не обращать внимание на последствия. Даже многие из критиков президента Буша (Bush) согласились с ним, когда он заявил на этой неделе, что "мы должны выйти из" Договора. Однако они по прежнему будут озабочены его решением о выходе, пока не станет ясно, что же придет на смену этому Договору.
13 декабря г-н Буш объявил о том, что он официально дал России шестимесячное уведомление о выходе из Договора по ПРО, как того требует сам Договор. "Защита американского народа является высшим приоритетом президента как главнокомандующего, и я не могу позволить и не позволю Соединенным Штатам продолжать участвовать в договоре, который запрещает нам создавать эффективную оборону, - заявил г-н Буш, объявляя о решении Белого дома. - Президент Путин и я пришли к соглашению, что мое решение о выходе из Договора ни коим образом не навредит нашим новым взаимоотношениям или безопасности России", - добавил президент.
Действительно, первая реакция России была спокойной. "Такой шаг является ошибочным", - сказал президент России Владимир Путин. Однако затем он согласился с тем, что это не угрожает безопасности России.
Объявление о выходе вряд ли стало неожиданностью. Г-н Буш много раз предупреждал г-на Путина о том, что выход не исключен, и заранее сообщил русским, союзникам и руководителям конгресса о том, что скоро последует заявление о выходе. Ранее на этой неделе он назвал Договор "соглашением, которое было написано в другое время для другого противника".
Его аргументы заключаются в том, что Америке более не угрожают ядерные ракеты России, а также других ядерных держав. Угроза скорее заключается в том, что "государства-изгои" - например, Северная Корея или Ирак - станут обладателями и бомбы и межконтинентальной баллистической ракеты, необходимой для доставки этой бомбы. Он также утверждает, что эта его точка зрения нашла подтверждение в атаках 11 сентября, которые показали, на что могут пойти враги Америки, чтобы причинить ей вред. После первоочередной "войны против терроризма", заявил на этой неделе г-н Буш, "следующим приоритетом" Америки является "защита от распространения оружия массового поражения и средств их доставки".
Г-н Буш и его советники полагают, что технологии в настоящее время достигли такого уровня, что стало возможным разработать подобную защиту, в виде противоракетной обороны. В этом месяце провела, по словам г-на Буша, "еще одно многообещающее испытание" этих технологий. Однако Договор по ПРО является препятствием. Согласно его положениям, "каждая сторона обязуется не разрабатывать, не испытывать и не развертывать системы противоракетной обороны или ее компоненты морского, воздушного, космического или сухопутного базирования".
Поэтому г-н Буш приложил значительные усилия к тому, чтобы наладить хорошие отношения с г-ном Путиным. Он надеялся убедить г-на Путина, что целью создания противоракетной обороны является не умаление стратегического влияния России. Одинаковая с Америкой возможность России осуществить гарантированное взаимное уничтожение является, в конце концов, одним из последних остатков ее статуса сверхдержавы. Однако г-н Путин, вероятно, понимает, что противоракетная оборона создается не от России. 13 декабря он заявил, что Россия, как и Америка, на протяжении длительного времени "обладает эффективными средствами противоракетной обороны" - имея в виду размер ее ядерного арсенала. На самом деле, в прошлом месяце, во время последней радушной встречи в Кроуфорде, штат Техас, г-н Буш и г-н Путин пообещали значительно сократить запасы вооружений: до уровня меньше двух тысяч боеголовок у каждой из сторон, что в три раза меньше нынешнего уровня.
Однако г-н Буш не смог убедить г-на Путина в том, что Договор по ПРО должен быть аннулирован до того, как будет разработан новый договор или новое соглашение. Визит Колина Пауэлла (Colin Poewll), государственного секретаря администрации Буша, в Москву не завершился заключением соглашения. Сообщается, что г-н Пауэлл возражал против одностороннего выхода из Договора, утверждая, что будет возможно договориться с Москвой о том, чтобы она позволила проводить испытания систем противоракетной обороны: например, путем свободной интерпретации положений Договора, который представляет собой короткий документ. Однако этот подход, похоже, провалился, главным образом потому, что Россия настаивала на праве давать одобрение на проведение каждого испытания, а Америка посчитала это требование чрезмерным.
Объявляя, в соответствии с положениями Договора, о намерении Америки выйти из Договора через шесть месяцев, г-н Буш вынуждает Россию согласиться с этим. Однако, риск заключается в том, что к настоящему времени не достигнуто настоящего взаимопонимания, и что расторжение Договора в одностороннем порядке может вызвать новую гонку вооружений, подрывая безопасность со всех сторон. Этот риск усугубляется проявляющимся опасным идеологическим неприятием г-ном Бушем любого ограничивающего контроля за вооружениями. На прошлой неделе Америка в одиночку заблокировала предложения, касающиеся режима инспектирования, предусмотренного Конвенцией о бактериологическом оружии (официально - Конвенция о запрещении разработки, производства и накопления запасов бактериологического (биологического) и токсинного оружия и об их уничтожении - прим. пер.). Америка также отказывается ратифицировать Договор о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний, а сейчас, похоже, готова выйти и из Договора по ПРО - это первый случай в новейшей истории, когда она расторгает важный международный договор, который она ратифицировала.
Это может вызвать неприятности не только со стороны Москвы, но, возможно, и более серьезные неприятности со стороны Пекина. Китай, даже в большей мере, чем Россия, вынашивал подозрения, что настоящие цели создания системы противоракетной обороны не те, которые она называет - будет ли на самом деле Америка тратить время, деньги и ухудшать международное положение, чтобы попытаться противостоять угрозе со стороны Северной Кореи? Китай опасался, что его возможности ядерного сдерживания, который насчитывают всего около двадцати ядерных боеголовок, способных достичь берегов Америки, будут подорваны. Поэтому Китай может захотеть нарастить и модернизировать свой ядерный арсенал - что, как утверждает Вашингтон, произойдет в любом случае.
Некоторые из советников г-на Буша утверждают, что, по схожим причинам, юридически связывающие соглашения в сфере контроля за вооружениями являются тратой времени: друзьям они не нужны, а противники обманывают, создавая тем самым ложное ощущение безопасности. Однако юридические нормы, закрепленные в договорах, по крайней мере дают право знать, что собирается делать другая сторона, и действовать соответствующим образом в случае нарушения положений договоров. После первой встречи с г-ном Путиным г-н Буш сказал, что он посмотрел ему в глаза и увидел человека, которому он может доверять. Однако это заявление вряд ли является прочной базой для международной безопасности: оно основывается на том, что г-н Путин тоже доверяет ему, и на том, что ни у одной из сторон нет косоглазия.