Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
В России - черные экраны

Два аргумента Кремля в борьбе с независимыми средствами массовой информации

В России - черные экраны picture
В России - черные экраны picture
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Основное место в новостных программах занимает перечисление деяний руководителей государства. Однако пока г-н Путин будет оставаться популярным, длинные рассказы о его деятельности могут быть именно тем, чего хотят большинство зрителей (и сам президент).

Москва, 26 января. Имея время, деньги, и приложив немного усилий, россияне все еще могут оставаться достаточно хорошо информированными о событиях в своей стране и в мире. Однако находить информацию становится все труднее и труднее. На этой неделе последний оппозиционно настроенный национальный телевизионный канал ТВ-6 был отрезан от эфира на полуслове, после того, как министерство печати отключило электричество.

Непосредственной причиной послужил новый поворот в запутанной юридической борьбе с миноритарным акционером, который хочет, чтобы телеканал был объявлен банкротом в соответствии со странными юридическими нормами. Настоящая причина, однако, заключается в другом. Закрытие популярной и уважаемой станции кажется странным, если не сказать больше. Участвующим в деле акционером является пенсионный фонд "Лукойла", энергетической компании, имеющей тесные связи с правительством.

Кремль приводит два аргумента. Одним из них является утверждение, что средства массовой информации станут по-настоящему независимыми только тогда, когда они будут освобождены от пагубного влияния олигархов. Компания, которая владеет контрольным пакетом акций ТВ-6, принадлежит Борису Березовскому, имеющему о себе чрезмерно большое мнение бывшему бизнесмену-политику, который ныне пребывает в добровольном изгнании из-за опасения быть арестованным в случае возвращения в Россию. Журналисты, работающие на ТВ-6, в основной массе пришли с НТВ, который тоже был когда-то ведущим оппозиционным каналом. Национальная газовая компания отвоевала в прошлом году НТВ у его основателя, другого олигарха Владимира Гусинского, который в настоящее время также живет в изгнании. Оба эти человека являются противоречивыми фигурами, которые беззастенчиво использовали свои медиа-империи для достижения своих целей в политике и бизнесе.

Однако направленный против олигархов аргумент имел бы больший вес, если бы телевидение при новом режиме становилось свободнее. А оно не становится. Главными новостями информационных программ обычно являются перечисления деяний руководителей государства. Сообщения о темах, которые не нравятся властям, таких, как коррупция в высших эшелонах и неправомерное поведение спецслужб (особенно в Чечне), появляются в лучших случаях отрывочно.

Другой аргумент Кремля заключается в том, что вся эта шумиха на самом деле является коммерческим спором, решение которого должным образом поручено суду. В последнее время и президент Владимир Путин и министр печати Михаил Лесин придерживаются данной линии, и даже хвалят ТВ-6 за то, как канал освещает новости. Один их кремлевских высокопоставленных чиновников заявил журналистам, что им будет разрешено продолжать телевещание, если они избавятся от г-на Березовского. Как бы то ни было, дела имеют больший эффект, чем слова. Если бы Кремль искренне хотел, чтобы ТВ-6 выжил, трудно поверить, что "Лукойл" настаивал бы на своих исках или что компания так резко была бы отключена от эфира. Однако на экранах - чернота.

Что же остается думающим или любопытным россиянам? На всех остальных каналах еще есть небольшое количество хороших журналистов и хороших программ. Среди них есть и осторожные критики Кремля, такие, как Юлия Латынина, специализирующаяся на бизнесе журналистка главного государственного телеканала ОРТ. Она называет нынешнюю политику властей в отношении средств массовой информации "зомбификацией".

Самые лучшие новости в настоящее время можно почерпнуть из деловой прессы, из радио и из интернета. "Эхо Москвы", энергичная разговорная радиостанция, которой недавно владел г-н Гусинский, и которая в настоящее время является независимой, выживает, по крайне мере сейчас. Ее программы ретранслируются и в регионах. Основанная еще во времена "холодной войны" радиостанция "Свобода", финансируемая американцами, передает сейчас свои программы на местных частотах и набирает все больше слушателей. Скоро она начнет вещать и на чеченском языке, несмотря на яростные протесты российских властей.

Несмотря на то, что большинство россиян все еще не имеют регулярный доступ в интернет, миллионы человек могут подключаться к нему время от времени, преимущественно на работе. Они могут читать интернет-страницы не очень распространенных печатных СМИ, которые в реальном виде практически не выходят за пределы Москвы, а также посещать страницы множества изданий, которые выходят только в интернете.

Большинство населения, однако, узнает новости из телевидения. Они могут быть прилизанными, почтительными по отношению к властям, подвергнутыми самоцензуре и натянутыми, однако они не являются всеобъемлющей пропагандой советских времен. Пока г-н Путин будет оставаться популярным, длинные рассказы о его деятельности могут быть именно тем, чего хотят большинство зрителей (и сам президент).

Российский рынок медиаресурсов:

Свободные┘┘

Коммерсант - вид СМИ: ежедневная газета для деловых людей; кто владеет: Березовский и компания; приносит ли прибыль: нет информации; тираж: 0,18 млн.

Ведомости - вид СМИ: ежедневная газета для деловых людей; кто владеет: иностранцы ; приносит ли прибыль: получение прибыли ожидается в 2002 году; тираж: 0,05 млн.

Новая газета - вид СМИ: еженедельная газета; кто владеет: Горбачев и др.; маловероятно; тираж: 0,06 млн.

Радио Свобода - вид СМИ: радиостанция; кто владеет: Америка; приносит ли прибыль: информация недоступна; аудитория: 0,14 .

Газета.ru - вид СМИ: вебсайт; кто владеет: нет информации; приносит ли прибыль: нет информации; аудитория: 0,02 млн.

Эхо Москвы - вид СМИ: радиостанция; кто владеет: журналисты; приносит ли прибыль: нет информации; аудитория: 0,50 млн.

┘и другие

ОРТ - вид СМИ: первый телеканал России; кто владеет: государство; приносит ли прибыль: нет информации; аудитория: 4,90 млн.

РТР - вид СМИ: второй телеканал России; кто владеет: государство; приносит ли прибыль: нет информации; аудитория: 4,50 млн.

Радио "Россия" - вид СМИ: главная радиостанция России; кто владеет: государство; приносит ли прибыль: нет информации; аудитория: 0,99 млн.

Страна.ru - вид СМИ: прокремлевский вебсайт; кто владеет: нет информации; приносит ли прибыль: нет информации; аудитория: 0,02 млн.

Источники: The Economist, Gallup Media, Radio Liberty, www.rambler.ru