По данным одного из самых подробных исследований, посвященных вреду загрязнения воздуха, выхлопные газы автомобилей и городской смог значительным образом повышают риск смерти от рака легких и сердечно-сосудистых заболеваний.
Это исследование приходит к выводу, что длительное воздействие мельчайших частиц, образующихся в результате загрязнения городского воздуха настолько же вредно, как и пассивное курение.
Кроме того, обнаружено, что увеличение уровня загрязнения воздуха выхлопными газами автомобилей может быть причиной эпидемии астмы у детей, имеющей место с 60-х годов.
Доктор Джордж Тарстон (George Thurston), профессор медицины окружающей среды из университета Нью-Йорка, один из авторов этого доклада заявил: "Результаты этого исследования выглядят убедительно, поскольку в течение почти двух десятков лет им были охвачены сотни тысяч людей во многих городах США".
В рамках исследования, опубликованного в Journal of the American Medical Association, было изучено влияние частиц с размерами менее 2,5 микрометров на 500 тысяч взрослых людей в период с 1982 по 1998 год.
Опираясь на данные продолжающегося исследования рака, ученые обнаружили, что число смертей от рака легких возрастало на 8% с увеличением содержания мелких частиц на каждые 10 микрограмм в кубическом метре воздуха.
Смертность от сердечно-легочных заболеваний, таких как инсульт, астма и инфаркт миокарда увеличивалась соответственно на 6%. Загрязнение воздуха диоксидом серы также увеличивало риск смерти.
Доктор Арден Поуп (Arden Pope), экономист из Brigham Young University в Прово, штат Юта, соавтор статьи утверждает: "Увеличившийся риск приобретения рака легких и болезней сердца в связи с загрязнением воздуха гораздо меньше того риска, которому подвергают свое здоровье активные курильщики сигарет.
Однако мы обнаружили, что риск умереть от рака легких, а также болезней сердца в самых загрязненных городах сопоставим с риском, которому подвергаются некурящие люди, вынужденные в течение долгого времени быть пассивными курильщиками".
Загрязнение воздуха мельчайшими частицами происходит по большей части за счет промышленности и машин. Эти частицы представляют опасность в основном из-за того, что они имеют слишком малые размеры, которые позволяют им проникать через защитные среды легких.
Ученые сообщают: "На сегодняшний день данное исследование представляет веские доказательства в пользу того, что длительное вдыхание мелких частиц, образующихся в результате загрязнения воздуха, является ощутимым фактором риска умереть от сердечно-легочных заболеваний. А загрязнение воздуха - обычное явление для многих крупных городов".
Публикация этого исследования совпала по времени с публикацией доклада организации Friends of the Earth, в котором утверждается, что уровень загрязнения воздуха, способствующего возникновению рака, снизился за последние три года на 40%. Речь идет о загрязнении воздуха, благодаря выбросам в атмосферу отходов производства заводов Великобритании.
Однако из 9 тысяч тонн ежегодно выбрасываемых газов, связанных с возникновением рака, 70% приходится на счет всего лишь десяти заводов Великобритании.
Согласно государственной статистике загрязнения воздуха и рисков для здоровья, самый большой выброс на заводе "Инеос Хлор" в Ранкорне, Чешир. В 2000 году этот завод выбросил в атмосферу 2531 тонну канцерогенов: 686 тонн дихлорэтилена и 879 тонн трихлорэтилена.
Майк Чайлдс (Mike Childs) из Friends of the Earth заявляет: "В большинстве городских районов уличное движение является главным источником загрязнения окружающей среды. Однако в некоторых районах, как, например, в Тисайде или Эллесмер Порт, пальма первенства принадлежит заводам.
Снижение выбросов газов, стимулирующих развитие рака - это очень хорошая новость. Она показывает, что уровень загрязнения окружающей среды можно уменьшить, не прибегая к дорогостоящим работам.
Однако предстоит еще много сделать. Правительство должно поручить "Агентству по защите окружающей среды' сосредоточить свои усилия на проблеме выброса вредных для здоровья веществ и дать ему полномочия принимать меры предосторожности там, где это необходимо".