Президент Путин вчера громогласно призвал к осуществлению более энергичных реформ, что увеличило разрыв между руководителем России и его былыми приверженцами из числа сторонников жесткого курса.
В своем ежегодном "обращении к нации" г-н Путин заявил, что сейчас, когда после бурного десятилетия перемен восстановлена политическая стабильность, следующей значительной задачей является повышение уровня жизни населения.
"Я уже говорил, что России нужна более решительная политика, более высокие темпы экономического роста", - сказал Путин в специальном выступлении перед обеими палатами парламента. Государственные институты должны совместно работать над выполнением этих задач.
Для российских коммунистов и националистов это послужило еще одной причиной того, чтобы президент потерял их благосклонность. Как у разошедшихся любовников, их взаимоотношения менялись от бурного восхищения к осторожному одобрению и далее к неприкрытой враждебности.
В то время, как раньше они хвалили его за поддержку армии и возвращение старого советского гимна, сейчас у них накопилось множество претензий к нему.
Его прозападная ориентация и стремление к либерализации экономики привели даже к тому, что его стали насмешливо сравнивать с двумя ненавистными сторонниками жесткого курса фигурами: Михаилом Горбачевым и Борисом Ельциным.
"Это Послание было скорее адресовано американцам и европейцам, чем нашей стране, - сказал о вчерашнем выступлении президента руководитель Коммунистической партии Геннадий Зюганов. - Оно было скучным и неинтересным".
Когда дело доходит до самых крайних пределов, то бывший офицер КГБ рисуется как беспомощное ничтожество, марионетка российских олигархов, бывшего ельцинского режима и Запада.
Подтверждением вышеупомянутой тенденции является новый роман гуру российских националистов Александра Проханова, сатирично повествующего о приходе г-на Путина к власти. Заголовок этого романа, "Господин Гексоген", напоминает о взрывчатом веществе, которое использовалось во взрывных устройствах, разрушивших несколько жилых домов в Москве в 1999 году.
Автор, редактор влиятельного (так в тексте - прим. пер.) еженедельника "Завтра" присоединяется к некоторым противникам президента из либерального лагеря в том, что во взрывах виноваты не чеченцы, как это следует из официальной версии, а те, кто готовил г-на Путина занять место г-на Ельцина.
"Все это было спланировано Кремлем, - сказал Проханов недавно. - В этом плане есть несколько пунктов. Им нужна была война в Чечне, чтобы Путин стал президентом. Однако один пункт остался невыясненным. Этот пункт - взрывы".
Завершение эры Ельцина изображено в этой книге как дьявольская оргия зла, осуществляемая полу-людьми, полу-зверями - реформаторами и гротескными олигархами - которыми манипулируют ветераны КГБ.
Саркастическая атака на г-на Путина также примечательна и тем, что ее автор, не принадлежащий, как считается, ни к одной партии, когда-то с энтузиазмом поддерживал в то время недавно избранного президента.
После личной встречи с г-ном Путиным в Кремле, прошедшей два года назад, г-н Проханов назвал Путина "уверенным".
Сейчас же он считает президента "нулем, голограммой, сейчас он есть, через минуту его нет, игра света".
Он вспоминает: "В то время у меня не было возможности протянуть руку и дотронуться до него. Если бы я имел такую возможность, то моя рука прошла бы сквозь него и вышла бы с другой стороны".
До настоящего времени г-н Зюганов был осторожен, и критиковал политику Кремля или окружение Путина, но не его самого.
"Он проводит горбачевскую политику: говорит одно, а делает другое, - выразил недавно свое недовольство лидер коммунистов. - Он говорит об усилении нашего влияния в мире, в то время как в Средней Азии появляются базы НАТО, а в Грузии - американские полковники".
В середине четырехгодичного срока полномочий г-на Путина снижение уровня жизни, произошедшее из-за отмены жилищных субсидий, и растущие антиамериканские настроения могут, теоретически, подточить его огромную популярность.
И все же, несмотря на свои заявления и поддержку пострадавших от реформ граждан, коммунисты, как и любые другие политические силы, похоже, не готовы воспользоваться существующим недовольством.