Выражение "Гитлер капут" имеет хорошие шансы навсегда выветриться из коллективной памяти немцев. Спонтанно проведенные в 2000 и 2001 годах в университетах Лейпцига, Мюнстера и Берлина опросы среди немецких студентов, изучающих социологию и гуманитарные науки (особенно современную историю и историю Восточной Европы), дали отрезвляющий результат. 33 человека из 60 опрошенных в возрасте преимущественно от 19 до 25 лет этого выражения никогда не слышали, двенадцать других делали лишь предположения о его взаимосвязи с историческими событиями. Причиной этого является чисто историческое содержание выражения, что делает его дальнейшее применение невозможным. Выражение "Гитлер капут" не стало оборотом речи, в нем нет ничего от метафоры. Но на сегодняшний день это относится лишь к ареалу немецкого языка. В русском языке выражение, за некоторым исключением, используется также как метафора, например, вместо слов "конец", "все потеряно" или "игра проиграна". Оно должно звучать шутливо, со смехом оно, как правило, и воспринимается. В Германии его можно услышать только в историческом контексте, причем все реже.
Нежелание пользоваться им объясняется тем фактом, что эти слова напоминают о бесславном периоде немецкой истории, о катастрофическом конце страшного, преступного немецкого государства. За выражением "Гитлер капут" стоят - военное поражение немецкого вермахта во второй мировой войне, политический крах "третьего рейха" во главе с Адольфом Гитлером (Adolf Hitler), которого удалось добиться извне, освобождение Германии союзными державами-победительницами в мае 1945 года. Это общее толкование доступно здесь каждому, кто может классифицировать имя Гитлера в историческом контексте. В то же время, спустя 55 лет после окончания войны почти ни один молодой немец не знает происхождения этих слов. Многие предполагают, что они имеют какую-то связь с самоубийством Гитлера 30 апреля 1945 года. Лишь каждый седьмой, изучающий историю, может реконструировать ситуацию, в которой когда-то прозвучало это выражение. Зато подавляющее большинство немцев старших поколений, прежде всего, тех, кто пережил войну, находясь в Восточной или Центральной Европе, судя по всему, без всяких сомнений говорило: "Это сказали русские, когда в 1945 году входили в Германию".
Кто же в действительности сказал впервые "Гитлер капут", кому и по какому случаю? В России иногда говорят, что впервые эти слова произнес Левитан - легендарный диктор радио Москвы. Другое часто встречающееся объяснение: они принадлежат немецкому фельдмаршалу Паулюсу (Paulus), который, мол, произнес их в момент капитуляции своей армии под Сталинградом. И то и другое - легенда. В историографии пока нет какого-то событийного фактора, который бы мог служить отправной точкой. Она не знает конкретного человека, который ввел выражение в употребление.
Если считать установленным, что выражение "Гитлер капут" имеет не русское происхождение, то остается выяснить, каким образом оно попало в солдатский словарный запас красноармейцев. В словаре немецких команд (таких, например, как столь же легендарное словосочетание "Хэнде хох"), которые должны были знать советские фронтовые разведчики и бойцы передовых отрядов, выражения "Гитлер капут" не было. Россияне - свидетели того времени рассказывают, что они слышали его от солдат союзных с Германией армий, например, от итальянцев, когда те перебегали на сторону Красной Армии или попадали в плен. С другой стороны, более чем вероятно, что слова такого содержания, как "Наши войска вот-вот будут разбиты. Гитлер капут" можно было услышать в разговорах уставших от войны немецких солдат: в немецких окопах или в котле, во время отступления или в плену, когда фразу, сокращенную до одного глагола, могли перенять русские часовые.
Появление выражения можно было бы объяснить и тем, что оно являлось паролем: немецкий солдат стоит перед "Иваном", попав, добровольно или нет, под его власть, и сигнализирует о своей готовности сдаться. Задача - спасти себе жизнь. Как сделать это понятно и быстро? Немец кричит: "Гитлер капут". Такая сцена не продукт фантазии. Она наиболее часто встает в коллективной памяти победителей с Востока, когда их спрашивают об истории появления выражения "Гитлер капут". Везде можно услышать: "Это говорили немецкие солдаты, когда сдавались".
В любом случае, выражение "Гитлер капут" как пароль для перебежчиков не нашло в годы войны широкого распространения. Попавшие в советский плен немцы приписывали в своих воспоминаниях эти слова, чаще всего тоже русским. Словосочетание получило известность только в результате взаимного восприятия и повторения среди красноармейцев. В 1945 году оно докатилось до Германии, где, разумеется, не хотели представлять себе ситуацию, связанную с перебежчиками, и где, кстати, никто не верил, что такая языковая конструкция совсем уж не может иметь русское происхождение. Теперь она, произнесенная врагом, означала - "Война закончилась". Поэтому фраза и стала легендой, по крайней мере, для еще живущих представителей немецкого военного поколения.
В дополнение можно сказать, что, как ни странно, но вскоре после войны новый немецкий опыт нашел свое отражение даже в новых изданиях солидных толковых словарей. В 16-м издании этимологического словаря немецкого языка, подготовленном Фридрихом Клуге (Friedrich Kluge) и Альфредом Гетце (Alfred Goetze) и появившемся в 1953 году в Берлине, утверждается, что слово "капут" попало в восточные языки от немцев. Это опять типично немецкое преувеличение.