Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
В руинах Грозного живет сопротивление

Более двух недель штандарт повстанцев бросал вызов российскому военному штабу, расположенному в нескольких сотнях метров от него, по другую сторону поля: сорви меня, если осмелишься

В руинах Грозного живет сопротивление picture
В руинах Грозного живет сопротивление picture
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Заявив о своей победе над терроризмом, российские войска в феврале 2000 года, после кровопролитной кампании, подняли свой триколор над тем, что осталось от чеченской столицы, но по прошествии более чем 2-х лет город все еще остается в преисподней между войной и миром. Многие обитатели сегодня в прошедшем времени говорят о войне, которая уничтожила их дома, однако не проходит и дня, чтобы не были слышны взрывы или длинные очереди автоматического стрелкового оружия. Как рассказал один промосковский милиционер-чеченец, прошлой ночью в городе бомбист-самоубийца убил четверых российских солдат. В остальном военная кампания, которая помогла г-ну Путину прийти во власть, протекает практически без комментариев в средствах массовой информации.

Грозный, 1 июня 2002 года. Никто не признался, что это он вывесил флаг над руинами многоэтажного жилого дома на окраине чеченской столицы Грозный. Никто не признал, что ему что-либо известно о том, как этот флаг туда попал, но никто и не торопился снять его оттуда. Если смотреть с земли, этот флаг выглядел сверхъестественно, как развевающийся над пиратским кораблем "Веселый Роджер". В действительности на белом фоне флага были нарисованы не череп над скрещенными костями, а коран и два меча ислама. Более двух недель штандарт повстанцев бросал вызов российскому военному штабу, расположенному в нескольких сотнях метров от него, по другую сторону поля: сорви меня, если осмелишься. Он также просил ответить на вопрос: кто реальный хозяин Грозного?

Заявив о своей победе над терроризмом, российские войска в феврале 2000 года, после кровопролитной кампании, подняли свой триколор над тем, что осталось от чеченской столицы, но по прошествии более чем 2-х лет город все еще остается в преисподней между войной и миром. Многие обитатели сегодня в прошедшем времени говорят о войне, которая уничтожила их дома, однако не проходит и дня, чтобы не были слышны взрывы или длинные очереди автоматического стрелкового оружия. Как рассказал один промосковский милиционер-чеченец, прошлой ночью в городе бомбист-самоубийца убил четверых российских солдат. В остальном военная кампания, которая помогла г-ну Путину прийти во власть, протекает практически без комментариев в средствах массовой информации (СМИ).

Улицы Грозного пустынны. В ходе проводимых солдатами жестоких "зачисток" исчезают местные жители. Немногие беженцы мечтают вернуться к жизни без электричества, водопровода и даже минимальной безопасности. По сравнению с некоторыми снесенными с лица земли районами, многоэтажки на Площади Тухачевского кажутся чуть ли не процветающими, несмотря на причиненный им ущерб в 1999 и в 2000 годах. Дом #49, последний перед городской чертой, стоит на трассе пролета вертолетов, направляющихся в ближайшую армейскую базу Ханкала, реальный центр власти в Чечне. Жители дома были выселены, а один его угол обвалился, но флаг повстанцев вызывающе полощется над его крышей. Те его обитатели, которые все еще остаются в городе, рассеялись по разным местам.

Таинственное появление этого флага на прошлой неделе было источником гордости для местных жителей - подобные дерзкие вызовы российским солдатам стали редкостью - но также и источником беспокойства. Он нарушал кардинальное правило выживания в Грозном: не привлекай к себе внимания. "Это символ людского презрения и ненависти к русским, - сказал один из бывших обитателей этого дома. - Солдаты могут наблюдать этот флаг в свои бинокли". Мнения, однако, разделились, когда речь зашла о том, сколько флагу следует оставаться на месте. Говорили либо о российском снайпере, либо о репрессиях со стороны повстанцев. "Никто не хочет лезть наверх и рисковать жизнью, - сказал 20-летний Аслан Губаев. - Флаг, вполне возможно, заминирован".

Для чеченцев ключом к выживанию в Грозном, который когда-то населяли более полумиллиона людей, является принцип не высовываться, знать, когда можно глядеть прямо в глаза российским солдатам, а когда следует отвести взгляд. На многих перекрестках сооружены контрольно-пропускные пункты; кроме того, появилось новшество: солдаты наблюдают за ничейной территорией в центре города с пулеметных позиций на крышах домов. Гражданские лица не имеют возможности избежать опасности, когда она сама стучится к ним в дверь. Боря Абубакаров исчез 6 месяцев назад. После его похищения родственники обнаружили рядом с его домом лужу крови и 10 стреляных гильз. Они обвиняют солдат, хотя власти нередко обвиняют повстанцев в том, что те переодеваются в форму российской армии, чтобы похищать гражданских лиц. Младший брат Бори, 39-летний Исса, считает, что тот еще жив. "Трупы им не нужны, - сказал он, выразив широко распространенное мнение, что военные захватывают в заложники гражданских лиц, чтобы получить за них выкуп. - Он должен был быть жив, когда они его схватили".

Российских солдат, а чаще промосковских чеченских милиционеров обвиняют в похищениях, что объясняет тот факт, что автомат Калашникова продается на центральном рынке за 50 долл. США. Большинство жителей покупают огнестрельное оружие не для того, чтобы им воспользоваться, но для того, чтобы обменять его на свободу своих родственников, которых держат за решеткой. Похитители людей в качестве выкупа требуют для себя оружие, говорят местные жители. Позднее эти похитители заявляют, что конфисковали оружие у повстанца и получают за это премию.

Другая опасность - это мины. Сорокаоднолетний Муса Висханов потерял половину ступни и едва дополз до безопасного места после того, как в прошлом месяце на рыбалке наступил на мину. "Я оторвал от моего ящика ручку и сделал из нее турникет для ноги, - вспоминает он, лежа на больничной койке в центральной больнице Грозного. - Тем самым я предотвратил сильную потерю крови". Уже после этого события, он вспомнил о том, что деревенские жители ему рассказывали, что видели, как с российских вертолетов сбрасывают в районе, где ему так не повезло, что-то, похожее на мины.

Россия, наконец-то, вновь открыла Грозненский университет, однако студенты, особенно молодые парни, вынуждены пользоваться специальными автобусами, чтобы избежать глумления или даже ареста со стороны солдат, убежденных, что они являются переодетыми повстанцами. Муслим Докаев, 18-летний студент факультета иностранных языков, сказал: "Я думаю, что мы, чеченцы, эту войну проиграли. Солдаты делают все, что им заблагорассудится, и когда только им этого захочется".

Власть все-таки сумела побороть этот маленький вызов, когда никто не набрался смелости снять флаг повстанцев. Героями часа стали четверо бродяг, занимающихся поисками брошенного личного имущества граждан и научившихся лазать по руинам домов, как обезьяны по дереву. Эти ребята прочесывали руины в поисках лома металлов, и один из них нечаянно забрался на вершину кучи битого кирпича и вернулся оттуда с флагом как с трофеем, который он позже развернул перед солдатами на их базе в нескольких сотнях метров от этого дома.