Последние недели мир с озабоченностью наблюдает за бряцанием оружием ядерных держав Пакистана и Индии в связи с конфликтом вокруг Кашмира. Дипломатические усилия британцев и американцев пока не заставили руководство Нью-Дели и Исламабада отказаться от конфронтационного курса.
Президент России Владимир Путин намерен призвать на азиатском саммите, проходящем в Казахстане, индийского главу правительства Атала Бихари Ваджпаи (Atal Behari Vajpayee) и пакистанского военного властителя Первеза Мушаррафа (Pervez Musharraf) к совести. У России как у главного поставщика вооружений для Индии есть, по крайней мере, под рукой средство для оказания давления.
В связи с обострившейся ситуацией в Кашмире обычно второразрядная «Конференция по сотрудничеству и мерам доверия» в Алма-Ате приобрела исключительно важное значение. О своем участии в ней объявили в качестве представителей соседних с конфликтующих сторонами государств глава Китая Цзян Цзэмин (Jiang Zemin) и глава афганского правительства Хамид Карзай (Hamid Karsei).
Смелый шаг
Казахские, пакистанские и российские дипломаты уже несколько дней пытаются в Алма-Ате, бывшей столице Казахстана, заставить Ваджпаи все же пойти на прямую встречу с оппонентом Мушаррафом. Пакистан, в свою очередь, должен не допускать проникновения исламских экстремистов на территорию индийской части Кашмира, говорится в условиях, выдвинутых индийской стороной.
Ваджпаи, очевидно, неохотно вспоминает о смелом поступке Мушаррафа, когда тот в январе на саммите государств Южной Азии в Непале подошел к нему и протянул руку. Жесты примирения обеспечили мир на несколько месяцев. Однако преодолеть гнев индийцев к нелюбимым соседям не удалось. Ответственность за новые акты насилия уже автоматически возлагались на экстремистов, которыми, якобы, управляют из Пакистана.
Региональные державы Китай и Россия возлагают на саммит большие надежды. Пекин видит в конфликте вокруг Кашмира угрозу своим связям с традиционным другом Пакистаном и новым партнером Индией. Кашмирский конфликт является также частью китайской истории: Индия после кровопролитной войны была вынуждена уступить восточную часть Кашмира Срединной империи.
Президенту Путину дипломатический успех в том, чтобы заставить встретиться конфликтующих между собой Ваджпаи и Мушаррафа, был бы очень выгоден. Критики говорят о дальнейшем сужении геополитического влияния России, не в последнюю очередь, в связи с тесным сотрудничеством его страны с западной антитеррористической коалицией и дислокацией войск США в Средней Азии.
Российская газета «Коммерсант» не очень-то верит в дипломатические способности Путина. Слишком огромно влияние США. «Индия и Пакистан поэтому ждут, что им предложит Вашингтон, - пишет она. - Только после этого они примут решение, что делать дальше в Кашмире: начинать войну или сохранить мир».
Между тем, однажды Москве уже удавалось посадить конфликтующих Пакистан и Индию за стол переговоров. Тогда, в 1966 году, в период «холодной войны», Индия и Пакистан договорились об отводе войск и подписали рамочное соглашение относительно пакта о ненападении. До этого добиться такого результата не удавалось ни британским, ни американским посредникам.