Поспешил прийти начальник строительства Игорь Одинцов, он с гордостью показывает визитерам с Запада ход работ в Калининградском соборе. Все должно быть готово в 2005 году, к 750-летнему юбилею города. Премьер-министр Хайде Симонис (Heide Simonis) хочет знать, с пониманием ли население относится к тому, что большие деньги при наличии дешевых панельных домов и нехватке жилья вкладываются в культуру. Одинцов, судя по всему, готов к ответу на этот вопрос: он сам работает на общественных началах, реставрация финансируется спонсорами и за счет распространения билетов на концерты. Симонис в Калининградской области - регионе-партнере земли Шлезвиг-Гольштейн с визитом в составе делегации впервые.
В программе пребывания - осмотр достопримечательностей, переговоры об обмене стажерами, передача чеков, например, для сиротского приюта. «Меморандум о региональном сотрудничестве» был подписан в 1999 году, но основы для сотрудничества заложены на десять лет раньше. В дни визита главы правительства не могут остаться без внимания надежды, которые, как областная администрация, так и «нормальные» калининградцы связывают с небольшой федеральной землей Шлезвиг-Гольштейн. Доминирующая тема - расширение ЕС, опасения по поводу того, что 944 000 жителей бывшей военной запретной зоны окажутся снова на обочине экономического развития.
Губернатор Владимир Егоров производит впечатление дружелюбия. Во время приветствия он сдержанно говорит, что Симонис в ходе своего визита познакомится «с положением вещей». Несколько позднее добавляет вполне конкретные вещи: «Проблема, которую нам предстоит решить, это переброска людей и грузов в Россию и обратно». Озабоченность связана с тем обстоятельством, что в 2004 году запланировано вступление в ЕС Польши и Литвы, которые возьмут в кольцо территорию Калининградской области.
Оба государства подключатся тогда к Шенгенскому соглашению, а калининградцам, в отличие от сегодняшнего дня, для поездок в Россию потребуется виза. «У нас у всех там родственники», - жалуется, например, Юлия Рыжикова - сотрудница представительства земли Шлезвиг-Гольштейн в Калининграде. В конце концов, большинство проживающих здесь людей родом из России, доля немцев среди населения, как пояснил позднее директор Германо-российского дома Сергей Хенке, составляет 0,6 процента. Опасения имеют вполне конкретную причину: простая транзитная виза в Россию стоит в настоящее время 49 евро, виза на год - 500 евро. Жителям региона они стали бы просто не по карману, все равно, какие бы данные о среднемесячных доходах не соответствовали действительности: 50 евро, 100 евро или даже 200 евро.
Симонис, конечно, знает, что Министерство иностранных дел не хочет, чтобы отдельные федеральные земли проводили свою собственную «внешнюю политику». Поэтому она говорит, обращаясь в адрес принимающей стороны, соблюдая дипломатию, но в то же время вполне понятным языком: «Если развитие экономических отношений, связанных с Прибалтийским регионом, будет прогрессировать, как и теперь, то Калининград не может оставаться в стороне». Необходимо, по ее словам, решение, которое было бы лишено «бюрократизма и было предсказуемым». Об этом она собирается ходатайствовать в правительстве Германии. Премьер-министр постоянно подчеркивала, что сотрудничество должно идти снизу. Это она относит к ЕС, а также к контактам между землей Шлезвиг-Гольштейн и Калининградской областью. Предлагается вполне конкретная помощь с тем, чтобы калининградцы лучше понимали, «как функционирует Европа, даже если мы сами не всегда это хорошо понимаем». Представители областной администрации могли бы, продолжала она, побывать в учреждениях Брюсселя. А наряду с обменом практикантами в области сельского хозяйства или сотрудниками полиции и милиции был бы «желателен», говорит Симонис, также более активный обмен, что касается административных органов и банков. Можно убедить средние предприятия Шлезвиг-Гольштейна в необходимости их более широкого присутствия в регионе, если он будет соблюдать рамочные условия. «Можно ли создать консультационный орган?» - ставит она вопрос залу. После своего возвращения премьер собирается на всякий случай поднять вопрос об открытии контактного бюро земельного банка, как это сделано в Хельсинки, который является очередным этапом ее поездки.
Работу по углублению отношений проводит не только глава правительства. Этим занимается, например, глава городского правительства Киля Кати Китцер (Cathy Kietzer), которая встречается с председателем объединения 22-х коммун Калининградской области. Здесь же присутствует ректор Университета имени Христиана Альбрехта профессор Райнхард Демут (Reinhard Demuth), который намерен углубить сотрудничество с Калининградским государственным университетом, закрепленным в 1996 году. Вместе с Симонис он вручает студентам стипендии для проведения «каникул в международном лагере».
Неясным в ходе этого визита остается возможность реализации еще одной идеи. В делегации считают, что есть потенциальные заинтересованные организации в налаживании воздушного сообщения между Любеком и Калининградом. Но для этого нужно, чтобы в рейсовых самолетах было заполнено две трети посадочных мест, причем ежедневно. Премьер-министр узнала об этом плане только сейчас и реагирует сдержанно: «Мы рассмотрим этот вопрос».