Бомба находилась в машине, которая поравнялась с наполненным людьми автобусом ранним утром в час пик 5 июня. В результате сильнейшего взрыва погибло 17 человек, включая подрывника, десятки человек были ранены. Пострадали и гражданские лица, и военнослужащие. Нападение произошло недалеко от горы Мегиддо (Megiddo), как по-еврейски называется Армагеддон. Многие полагают, что это было роковое послание для Джорджа Тенета о том, что его миссия скорее всего провалится.
После двух дней переговоров г-н Тенет надеялся найти точку соприкосновения между требованиями премьер-министра Израиля Ариэля Шарона (Ariel Sharon), заключающимися в отставке Ясира Арафата (Yasser Arafat), и расплывчатыми обещаниями палестинского руководителя реформировать возглавляемое им правительство, а также прекратить нападения террористов. Шансы Тенета на успех выглядели еще более бледными после того, как израильская армия начала широкомасштабную операцию по зачистке как раз перед его приездом. Взрыв машины произошел недалеко от "зеленой линии" границы с Западным Берегом. Уже через несколько часов израильские танки вошли в Дженин, являющийся центром скопления боевиков на Западном Берегу.
Еще до того, как израильский кабинет безопасности собрался на запланированную встречу, жесткие настроения были высказаны правительственным чиновником, назвавшим недавний взрыв "еще одним осуществленным палестинцами трусливым террористическим актом, снова демонстрирующим, что убийство и Палестинская Автономия неотделимы друг от друга". Ответственность за теракт взяла на себя радикальная палестинская группировка "Исламский джихад", а один из помощников г-на Арафата заявил, что нападение было вызвано "продолжающейся израильской оккупацией палестинских территорий". Взрыв произошел в день 35-й годовщины начала ближневосточной войны 1967 года, в которой Израиль захватил Западный Берег и сектор Газы.
Это происшествие ставит под угрозу серию предстоящих переговоров, особенно в том случае, если г-н Шарон прикажет израильской армии провести более активные акции возмездия на палестинских территориях. Перед тем, как прибыть на переговоры с г-ном Шароном и г-ном Арафатом, г-н Тенет позвонил президенту Египта Хосни Мубараку (Hosni Mubarak). Г-н Мубарак будет вести в эти выходные переговоры с президентом Соединенных Штатов Джорджем Бушем (George Bush) в Кэмп-Дэвиде. Ожидается, что вскоре после них президент или государственный секретарь США Колин Пауэлл (Colin Powell) произнесут политическую речь, посвященную Ближнему Востоку, в которой будут высказаны возможные пути создания Палестинского государства, и которая ослабит тревоги Израиля в сфере безопасности.
Скорее всего, г-н Шарон не согласится с большей частью этой речи. Планируется, что он встретится в г-ном Бушем в Соединенных Штатах в следующий понедельник. Последний раз два руководителя встречались месяц назад, однако г-н Шарон тогда досрочно прервал свой визит, чтобы вернуться в Израиль после того, как в результате взрыва террориста-камикадзе недалеко от Тель-Авива погибло 15 человек. Палестинское государство в представлении г-на Шарона выглядит более маленьким и более разобщенным, чем в американском варианте. Г-н Шарон также отказывается от установления какого бы то ни было фиксированного расписания переговоров по окончательному статусу, в результате которых может возникнуть палестинское государство. Что касается краткосрочной перспективы, он утверждает, что пока г-н Арафат находится у власти в Палестине, не будет никакого дипломатического прогресса или хотя бы реального прекращения огня.
Американские официальные лица говорят, что мир не может ждать, пока смерть или внутренняя политика лишат г-на Арафата власти. Посланник государственного департамента на Ближнем Востоке Вильям Бернс (William Burns), который курсирует между Иерусалимом и Рамаллой, в которой располагается штаб-квартира г-на Арафата на Западном Берегу, утверждает, что можно добиться продвижения одновременно в трех направлениях: в палестинских реформах, в политическом прогрессе и в сфере безопасности. Однако сообщается, что его идеи были отвергнуты руководителем Израиля, как и идеи Хавьера Соланы (Javier Solana), комиссара Европейского Союза по внешней политике, который пытается поддержать на плаву надежду на проведение мирной конференции позднее этим летом.
Г-н Шарон кажется уверенным в том, что он сможет избежать трений с Вашингтоном, несмотря на очевидно растущие разногласия. Он знает, что ему сочувствуют в Конгрессе. Г-н Тенет проведет встречи со своими коллегами из Моссада, израильской армии и службы внутренней безопасности "Шин-Бет", которые все без исключения согласны с оценками, данными их руководством г-ну Арафату - что он является давней и неисправимой помехой процессу урегулирования. Не существует у них и значительных разногласий с коалиционным правительством, возглавляемым г-ном Шароном.
Израильские официальные лица предупредили своих иностранных гостей об опасности массированных террористических актов, направленных на уничтожение усилий по продвижению политического процесса вперед. Израильские службы безопасности заявляют, что они недавно раскрыли заговор, который ставил целью взорвать полный грузовик взрывчатки вблизи одного из небоскребов Тель-Авива. Последний террористический акт придаст больший вес рекомендациям руководителя службы "Шин-Бет" Ави Дихтера (Avi Dichter), согласно которым армия должна оставаться в палестинских городах, по крайней мере до тех пор, пока не будут построены эффективные физические границы.
Для палестинцев, проживающих на оккупированных территориях, спор о том, должна ли армия продолжать оставаться в городах, или уйти из них, носит преимущественно академический характер. После того, как 24 апреля был завершен "первый этап" захвата Израилем Западного Берега, имело место более восьмидесяти военных вторжений в палестинские города, деревни и лагеря беженцев, по данным наблюдателей по соблюдению прав человека в Палестине. Израиль заявляет, что его вторжения в палестинские города основаны на достоверных разведывательных данных о "неизбежных" ударах и на неспособности или нежелании Палестинской Автономии что-либо сделать для их предотвращения. До настоящего времени, по заявлениям Израиля, эта тактика является успешной, так как военные действия палестинцев на оккупированных территориях и в Израиле снизились на 80 процентов по сравнению с их пиком, имевшим место перед израильским вторжением.
Однако этот успех относителен. Не считая подрыва автобуса, по данным "Шин-Бет", за последний месяц палестинцами было проведено 40 вооруженных операций, включая пять взрывов, устроенных террористами-камикадзе на территории Израиля. Все это означает, что палестинцы не воспринимают израильские вторжения как средство обеспечения желанной безопасности. Скорее, они имеют целью укрепить новый военный порядок Израиля на оккупированных территориях. В настоящее время это заключается в разделе Западного Берега на восемь изолированных палестинских округов, а сектора Газы - на четыре. Палестинцы сейчас не могут перемещаться не только между двумя своими территориями (и по Израилю, включая оккупированный Восточный Иерусалим), но и между округами, если у них нет разрешения от армейских органов. Результатом данной ситуации является экономическая и гуманитарная катастрофа, когда каждый второй палестинец живет ниже уровня бедности, и около 500 тысяч зависят от помощи Мировой продовольственной программы Организации Объединенных Наций.
В такой обстановке палестинцы считают разговоры о возобновлении политического процесса такими же далекими от их проблем, как и обещания своего лидера "реформировать" их нефункционирующее правительство. Г-н Арафат пообещал провести "радикальные" реформы, в ходе которых "все министры будут заменены". Израильтяне воспринимают эти обещания с цинизмом. Даже министр иностранных дел Шимон Перес (Shimon Peres), самый заметный "голубь" в правительстве, как сообщается, резко отреагировал, когда представитель Европейского Союза г-н Солана уверял его в серьезности палестинских реформ. Среди палестинцев также немногие ожидают чего-либо от этих реформ. Они знают, что реформы - не говоря уже о реальных шагах, направленных на прекращение огня - не будут осуществляться, по словам министра информации Палестины Ясира Абеда Раббо (Yasser Abed Rabbo), "до тех пор, пока Израиль будет продолжать свои вторжения, предпринимать усиленные меры безопасности и оккупировать палестинские территории".