Как бы мы ни воспринимали и ни истолковывали события, которые произошли в Алма-Ате, результат состоявшихся в казахской столице дискуссий 16 стран по вопросу примирения между Пакистаном и Индией невозможно назвать разочаровывающим.
Первое, Россия и Китай поторопились внести в них свой вклад, чтобы заставить Индию умерить ее воинственность. Россия также пригласила пакистанского президента Первеза Мушаррафа (Pervez Musharraf) и индийского премьер-министра Атала Бихари Ваджпайи (Atal Behari Vajpayee) в Москву, чтобы продолжить их усилия по достижению мира. Китай, со своей стороны, впервые с момента усиления напряженности на границе между двумя странами проявил готовность играть более активную роль в разрядке напряженности. Инициатива Китая, в частности, рассматривается как важный отход от его традиционной политики чисто формальных заявлений, рекомендующих обеим сторонам быть осмотрительными.
Второе, под давлением международного сообщества г-н Ваджпайи был вынужден заявить, что предпочитает поиски мира путем переговоров войне.
Третье, Индия, делающая вид, что уступает усиливающимся требованиям ответить взаимностью на мирные инициативы Пакистана, выступила с нереалистичным предложением о совместном патрулировании Пакистаном и Индией разделительной линии с целью воспрепятствования якобы имеющей место инфильтрации.
Индия изо всех сил упирается в связи с требованием Пакистана увеличить численность наблюдателей Организации Объединенных Наций (ООН) на разграничительной линии и отказывается от предложения Великобритании начать международное наблюдение за этой линией с воздуха, но ее предложение о совместном патрулировании границы свидетельствует, что, хотя г-ну Ваджпайи удалось вернуть определенный здравый смысл, он не сумел удержаться от соблазна сыграть на потребу галерке. Предложение Индии Пакистан отверг на том основании, что на границе не происходит таких волнений, которые оправдывали бы столь важное для войск обеих сторон мероприятие, как совместное патрулирование границы. К тому же невозможно патрулировать границу, которую еще предстоит определить. Индийское предложение свидетельствует о том, что Индия, вполне возможно, не намерена смягчать свою позицию. В то же время можно утверждать, что, выдвигая это неосуществимое предложение, Индия не имела намерения найти приемлемое решение головоломной проблемы зарубежного терроризма, но просто хотела заработать себе очки. Это предположение подкрепляется тем фактом, что, как только Индия узнала, что Пакистан это предложение отверг, она незамедлительно обрушилась на него с осуждением.
Президент Первез Мушарраф, выступая в ходе дискуссий, имел возможность разъяснить, чем борьба за свободу отличается от терроризма, и как следует действовать международному сообществу, чтобы устранить коренную причину напряженности между Пакистаном и Индией, а именно оккупацию Кашмира. Он сумел подкрепить свой имидж лидера, который стремится к миру, но мирные инициативы которого не встречают ответной реакции со стороны Индии. Его общение с прибывшими в Алма-Ату на конференцию лидерами помогло ему изложить пакистанскую позицию в связи с предъявленными Индией обвинениями и заклеймить непримиримость последней в вопросе деэскалации напряженности. Одним из заметных результатов этого является дипломатическая изоляция Индии, когда все большее число стран уговаривают ее проявить взаимность к Пакистану. Самым свежим примером этого стал прозвучавший во вторник призыв к Индии заместителя государственного секретаря США Ричарда Армитиджа (Richard Armitage), что очень показательно, потому что он собирается вскоре прилететь на этот субконтинент с миротворческой миссией. Соединенные Штаты и Великобритания в последнее время демонстрируют свою серьезную озабоченность и стали инициаторами отчаянной дипломатии с целью отвести обе страны от края возможной ядерной войны, в которой могли бы погибнуть миллионы людей. Они, кажется, передали эстафетную палочку мира России и всеми силами поддерживают усилия президента Путина.
Индия, поначалу торжествовавшая по поводу своей якобы успешной дипломатической аферы, имевшей целью усиление (международного) давления на Пакистан в связи с зарубежным терроризмом, сегодня получает от международного сообщества строгие предупреждения, которые для нее, должно быть, неприятны, но которые она не может игнорировать.
В свете этих фактов можно сказать, что, хотя конференция в Алма-Ате не сумела достичь драматичного прорыва в индо-пакистанской патовой ситуации, ей все-таки удалось создать поступательное движение, которое следует продолжить. А для этого необходимо, чтобы была решена проблема Кашмира, потому что без этого невозможно получить ощутимых выигрышей в направлении достижения постоянного мира.