Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Гордиев узел индо-пакистанского конфликта надо не рубить, а упорно развязывать

Россия закладывает фундамент будущей безопасности в Южной Азии

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Похоже, в мире многие настолько уверовали в возможность очередного рукопожатия пакистанского президента Первеза Мушаррафа и индийского премьера Атала Ваджпаи, которое, по их мнению, должно было произойти в Алма-Ате, что сразу по окончании саммита поспешили оповестить о крахе миссии, которую взял на себя российский президент Владимир Путин. Так, скажем, рассуждает "Корьерре делла сера". Никакого конкретного результата. Никаких прямых переговоров между двумя сторонами, противостояние которых измеряется ракетами, атомными бомбами и миллионами солдат на границе. И вывод: для перемирия между Индией и Пакистаном вмешательства Путина недостаточно.

Логика здесь не столь проста, сколь примитивна. Рукопожатие - результат. Отказ встречаться - отсутствие результата. При этом чего стоили все предыдущие рукопожатия и улыбки индийских и пакистанских лидеров, предпочитают не вспоминать. Между тем после сегодняшнего прибытия в Дели заместителя госсекретаря США Ричарда Армитиджа и завершения алма-атинского саммита можно было бы говорить о смене двух этапов в урегулировании индо-пакистанского конфликта вокруг Кашмира. Причем сама смена - это не механическая замена российского этапа американским, а начало международного использования огромного потенциала, заложенного Россией в будущее урегулирование конфликта.

Можно ли считать решение президента Путина не дожимать, выражаясь борцовской терминологией, Мушаррафа и Ваджпаи, и улететь в Москву на встречу с Генеральным секретарем ООН ошибкой, а результаты его встреч с руководителями Индии и Пакистана - неудачей? Путин покидал Алма-Ату, вполне осознавая, что никакого другого конкретного результата, кроме того, что уже удалось достичь, получить не удастся. Положительный результат в том, что стороны, судя по всему, начали переосмысление своих позиций. Достаточно вспомнить о сразу последовавших за встречами Путина с Мушаррафом и Ваджпаи заявлениях Индии - о готовности и диалогу и возможности совместного патрулирования, а Пакистана - о расширении международного мониторинга в Кашмире и усилении борьбы с терроризмом.

К результатам такого переосмысления можно отнести и весьма неожиданное заявление пакистанского посла в Москве о том, что для Пакистана его ядерные арсеналы представляют собой лишь фактор сдерживания и Исламабад не намерен использовать против Индии ядерное оружие не только первым, но и в принципе. Трудно представить, чтобы такое заявление было сделано без предварительных консультаций. Однако очевидна их поспешность и неподготовленность: посол не решился дезавуировать предыдущие заявления своего президента, который еще недавно ясно давал понять Индии и мировому сообществу в целом, что в случае нападения на его страну Пакистан будет использовать все имеющиеся средства, в том числе и ядерное оружие.

Еще одним знаком стала сегодняшняя отставка министра иностранных дел Пакистана Абдула Саттара, который покинул свой пост по состоянию здоровья. Однако операция по удалению полипов в носовой полости, как представляется, вряд ли может служить причиной отставки такой крупной фигуры и в такой трудный для страны момент. Не исключено, что истинной причиной является стремление Исламабада, имея в виду перспективу начала диалога с Индией, избавиться от деятелей, которые могут восприниматься как проводники политики поддержки талибов и других экстремистских группировок. Не даром тот же пакистанский посол говорил о "развороте на 180 градусов" в подходе Исламабада к терроризму.

Не все ясно пока и на индийской стороне, где тоже, очевидно, идет переосмысление подходов после Алма-Аты. Весьма странным, например, выглядело явное несоответствие заявлений премьер-министра страны с одной стороны и некоторых других индийских высокопоставленных лиц - с другой. В частности, советника по национальной безопасности Браджа Мишры, который фактически дезавуировал слова Ваджпаи о готовности к совместному с Пакистаном патрулированию в Кашмире. Примечательно и молчание Дели относительно опубликованной в "Дейли Телеграф" со ссылкой на источники в индийском оборонном ведомстве информации о подготовке к операции возмездия против лагерей террористов на территории Пакистана по образу и подобию американской в Афганистане.

Другим важным результатом саммита в Алма-Ате стало то, что Москве удалось не только добиться от индийского и пакистанского лидеров обнадеживающих заявлений и последующих инициатив, но и связать их подписанием очень значимых деклараций. Поставив под ними свою подпись, Пакистан, в частности, фактически признал, что не просто осуждает терроризм, но и - главное - считает неприемлемым использование террористических методов в борьбе за национальное самоопределение. А это значит, что никаких оправданий политике государственной поддержки террористов нет. Наконец, обе страны вместе с другими подписали "кодекс поведения" - декларацию принципов, регулирующих отношения между странами - участницами Совещания по взаимодействию и мерам безопасности. Кроме того, итоги Алма-Аты выходят далеко за рамки индо-пакистанского урегулирования. Саммит позволил начать выстраивать систему универсальных механизмов урегулирования старых и предупреждения новых региональных конфликтов, которые могут быть использованы не только на азиатском континенте.

Одновременно Россия перенесла центр тяжести усилий в индо-пакистанском урегулировании на другие театры дипломатических действий, от которых в большой степени зависят его результаты. Примечательны в этой связи встречи президента Владимира Путина после Алма-Аты. Это Генеральный секретарь ООН Кофи Аннан и лидеры Шанхайской организации сотрудничества, в том числе председатель КНР. Первый поддерживает постоянные контакты с Дели и Исламабадом, ведя активную работу по снижению напряженности на юге Азии. Авторитет Пекина в процессе примирения Дели и Исламабада, учитывая интересы национальной безопасности Китая на его южных и западных границах, также трудно переоценить. В Москве считают, что такой комплекс мер позволит в конечном итоге выйти на эффективные методы решения индо-пакистанского конфликта с подключением к этому процессу всех заинтересованных сторон и при активной роли ООН.

Методом Александра Македонского разрубить гордиев узел индо-пакистанского конфликта, то тлеющего, то с новой силой разгорающегося на протяжении вот уже 55 лет, невозможно. Здесь необходима умная и кропотливая дипломатическая работа с конфликтующими сторонами. Это отметил и президент США Джордж Буш, который перед отправкой в Дели и Исламабад двух своих эмиссаров - заместителя госсекретаря Ричарда Армитиджа и министра обороны Дональда Расмсфелда, в телефонном разговоре призвал Мушаррафа и Ваджпаи "выбрать путь дипломатии". Не зря президент Путин, покидая саммит в Алма-Ате и, очевидно, уже настраивая себя на встречу с председателем Цзян Цзэминем, по-восточному философски заметил, что урегулирование конфликта может занять очень долгий период времени. Но иного пути просто нет.