Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Расширение Европейского Союза, возможно, подвергается опасности

Нарастают сомнения в осуществимости плана Европейского Союза принять к концу текущего года до 10 новых членов

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Официальные лица Европейского Союза всегда утверждали, что объединение Европы является исторической неизбежностью. Ранее в этом году они объявили об амбициозном плане на саммите в Копенгагене в декабре принять в союз 10 кандидатов, а если повезет, то гарантировать прием в клуб к 2004 году также таких стран, как Польша и Чешская Республика. Однако множатся сомнения. Гюнтер Ферхойген, европейский комиссар по вопросам расширения, говорит, что "окно возможности" закрывается.

Неослабевающий оптимизм всегда естественно давался строителям Европейского Союза (ЕС). В 1950-х годах их энергия и исполнительность помогли рождению идеи расширения, а позже позволили создать общий рынок и единую валюту. Аналогичным подходом характеризуются усилия ЕС по расширению нынешнего клуба 15 стран дальше на восток путем принятия в него бывших коммунистических стран. Да, это потребовало много времени, пришлось принять непростые политические решения, а кандидатам в члены ЕС потребовалось изучить и претворить в жизнь правила ЕС, изложенные на 80000 страниц. Но официальные лица ЕС всегда утверждали, что объединение Европы является исторической неизбежностью. Ранее в этом году они объявили об амбициозном плане на саммите в Копенгагене в декабре принять в союз 10 кандидатов, а если повезет, то гарантировать прием в клуб к 2004 году также таких стран, как Польша и Чешская Республика.

Однако множатся сомнения. Гюнтер Ферхойген (Guenter Verheugen), европейский комиссар по вопросам расширения, говорит, что "окно возможности" закрывается. Все сильнее вырисовываются три крупные проблемы. Первая из них это то, что страны-кандидаты и страны ЕС все еще продолжают спорить по поводу финансовых последствий расширения, в частности, когда речь заходит о миллиардах евро, которые ЕС ежегодно расходует на сельское хозяйство и помощь более бедным регионам. Вторая это, говоря словами г-на Ферхюгена, "новый политический климат" в Европе, характеризующийся усилением влияния в целом ряде стран ЕС популистских антииммигрантских партий. Третья это вероятность того, что ирландские избиратели вновь отвергнут заключенный странами ЕС в Ницце договор, который считается жизненно важным для того, чтобы расширению был дан зеленый свет. Сами по себе эти проблемы не обязательно являются смертельными. Но стоит сложить их вместе, и расширение на восток, самый крупный новый проект ЕС, может оказаться в опасности.

Всегда существовала вероятность, что заключительные этапы этих переговоров будут чреваты несогласием. Достаточно бедные страны с чрезмерно большим количеством фермеров, к примеру, Польша, могли бы перенапрячь бюджет ЕС, 80% которого расходуется на фермеров и бедные страны - члены союза. Для того чтобы снять остроту проблемы, комиссия предложила, чтобы фермеры стран-кандидатов сначала получали всего четвертую часть той суммы, которая причитается фермерам стран, являющихся сегодня членами союза, имея при этом в виду в ближайшие10 лет уравнять в правах всех фермеров в странах ЕС. Все страны-кандидаты заявляют, что это является вопиющей несправедливостью, и что в подобных обстоятельствах нельзя рассчитывать на то, что их фермеры смогут конкурировать с более богатыми западными соседями.

Но нынешние члены ЕС думают иначе. Они озабочены тем, что быстрое увеличение прямых выплат фермерам в странах Восточной Европы обойдется ЕС очень дорого - и сделает давно обещанные изменения в общей сельскохозяйственной политике Европы практически неосуществимыми. В нормальном политическом климате был бы найден компромисс. Трудность в том, что появление таких политиков, как Жан-Мари Ле Пен (Jean-Marie Le Pen) во Франции, Йорг Хайдер (Jцrg Haider) в Австрии, Умберто Босси (Umberto Bossi) в Италии, ученики покойного Пима Фортьяна (Pim Fortuyn) в Нидерландах и лидеры Датской народной партии, показывает, что в Западной Европе набирают силу популистские и ксенофобные движения. Это делает более трудным для ведущих политиков подписание щедрой сделки со странами-кандидатами, равно как и дачу согласия на другие последствия расширения, в частности, свободную миграцию рабочей силы с Востока.

Г-н Хайдер уже доказал, что является специалистом по провоцированию страхов и споров относительно расширения ЕС, выдвинув, в частности, требование, чтобы чехи закрыли атомную электростанцию вблизи границы с Австрией и отменили законы, в соответствии с которыми после второй мировой войны были лишены собственности этнические немцы. Французская элита всегда испытывала глубокие сомнения в отношении политических и финансовых последствий расширения ЕС. Дипломаты из стран, которые выражают желание вступить в ЕС, опасаются, что французы, возможно, хотят потянуть время.

В Западной Европе открытые выступления против расширения ЕС пока политически неприемлемы. Даже г-н Хайдер говорит, что в общем-то он за расширение. А поэтому противникам расширения нужен предлог, чтобы потребовать остановить этот процесс. Избиратели Ирландии вскоре могут предоставить им такую возможность. Ирландская конституция гласит, что любой договор с ЕС, требующий внесения конституционных изменений, должен одобряться путем референдума. Это относится и к договору в Ницце, поскольку в нем содержится ряд потребовавших болезненных переговоров изменений в европейских институтах, которые были задуманы для того, чтобы обеспечить им сохранение способности функционировать в значительно расширившемся союзе. Все соглашения ЕС подлежат ратификации каждым членом союза, но ирландские избиратели на референдуме в прошлом году уже однажды отвергли заключенный в Ницце договор. Хотя ирландское правительство готовится ко второму референдуму позднее в этом году, в обоих лагерях усиливаются ожидания, что народ Ирландии может снова сказать "нет". Это, мрачно говорит г-н Ферхойген, создаст "очень, очень серьезную проблему, и у меня нет ответа на вопрос, что мы можем с этим поделать". Предвещающие несчастье предупреждения г-на Ферхойгена отчасти могут быть продиктованы стремлением заставить ирландцев сказать "да". В любом случае не исключено, что существует какой-то хитрый юридический путь обхода ирландского несогласия, который позволил бы не отказываться от расширения. Более сильную озабоченность вызывает то обстоятельство, что несогласие ирландцев с заключенным в Ницце договором стало бы новым свидетельством все более прохладного климата в Европе. Народам, уже объединившимся в союз, нужен дух надежды, щедрости и открытости, чтобы взаимодействовать с теми более бедными странами, которые когда-то оказались не на той стороне железного занавеса. Западноевропейские избиратели в наши дни кажутся все более испуганными и склонными к интроспективным размышлениям. Не удивительно, что поляки, чехи, венгры и другие, кто все еще хочет вступить в клуб, несколько нервничают.