"День России", отмечавшийся на этой неделе, стал поводом для иностранных журналистов по-своему взглянуть на образ "новой демократической страны" и задаться сакраментальным вопросом "Какова же она, Россия, сегодня и что от нее ждать завтра?". Да тут еще и футбол со всеми вытекающими из него погромами в самом сердце "Златоглавой" - важный, понятно, штрих к изучаемому образу.
И все же из публикаций иностранной прессы на уходящей неделе вырисовывается вполне определенная тенденция: Россию иностранные журналисты уже не рассматривают как "глыбу, источающую угрозы для цивилизованного мира", предпочитая по-своему "исследовать" аспекты региональные, явления локальные, если угодно, - местичковые. Словом, проявляют интерес такой же, как и к любой другой - нормальной - стране Северного полушария.
Порассуждав в духе праздных россиян на дежурную тему, по какому поводу, мол, гуляем и от кого обрели независимость, авторы большинства статей плавно перешли к футболу, а точнее эксцессам, вызванным поражением России в матче с Японией 11 июня. Любопытно, что в отличие от своих российских коллег, иностранные журналисты не склонны списывать происшедшее в разряд "заговора экстремистов".
Видимо, привычные к подобным сценам в своих странах, они видят в беспорядках главным образом проявление фанатизма, а не "политическую угрозу демократическому строю". Более того, например, "Файнэншл таймс" (Великобритания) заняла вполне определенную (не слишком, надо признать, демократичную) позицию в развернувшихся в Москве спорах о том, кто виноват. Для нее все ясно - виновато правительство столицы. "То, что этому позволили случиться, было крупной ошибкой правительства Москвы, - пишет газета. - Оно распорядилось установить на улицах гигантские телеэкраны для трансляции матча России и Японии, разрешило продажу дешевого алкоголя, а затем сделало вид, что удивлено последствиями". Подтекстом звучит простая мысль: лондонский муниципалитет, мол, таких "просчетов" не совершает.
А швейцарская "Ле Тан", также удивившись, что центральные власти склонны политизировать происшедшее (настаивая, в частности, на срочном принятии закона о борьбе с эксремизмом) утверждает, что речь идет, скорее всего, "о фрустрации московских подростков, вылившейся в спонтанный взрыв. У них нет других перспектив, кроме приработков в 100 долларов в месяц". Газета солидаризировалась с мнением лидера коммунистов Геннадия Зюганова о том, что "правительству следовало бы позаботиться о судьбе подрастающего поколения". Закономерен вопрос: а такой анализ -- не попытка ли политизировать проблему, но с другой - левой - платформы?
"День России" многие европейские издания назвали непраздничным конкретно для мэра Санкт-Петербурга Владимира Яковлева. Особое внимание к его персоне понятно: накануне президент Путин обрушился на мэра с довольно резкой публичной критикой.═ Корреспондент "Файненшл таймс" (Великобритания") полагает, что президент лишь затаил обиду на нелюбимого мэра ("просто играл с ним до сих пор как кошка с мышкой") и стремится "выгнать его", а вакантное место заполнить нынешним министром обороны Сергеем Ивановым, создав благоприятные условия для его баллотирования в мэры Санкт-Петербурга. Претензии Путина в адрес Яковлева газета называет "сущей правдой", а широкий резонанс объясняет тем, что в преддверии празднования 300-летнего юбилея города "любые нарушения в управлении мегаполисом принимают масштабы национального скандала".
В центре внимания иностранных журналистов оказалась и другая "региональная проблема" -- рост национализма в Краснодарском крае, стимулируемом самим губернатором Александром Ткачев. "Выиграв выборы на откровенно националистической платформе, - пишет американская "Вашингтон пост", - Ткачев применил против мигрантов всю мощь государства".
Явление и исходящее от Ткачева угроза подмечена верно. Но изложена проблема с изрядным преувеличением. Автор статьи Сьюзан Глассер не оговорилась в первых фразах насчет "мощи государства" -- всего государства (?!). Далее по тексту она утверждает, что опирается губернатор не только на местные военизированные структуры казачества, но и ... на поддержку Владимира Зорина, министра по делам национальностей. Тот якобы открыто защищает Ткачева. А о том, что на Ткачева, как националиста, чуть ли ни перстом указывает Кремль и большинство российских СМИ, - в статье ни слова.
Испанская же "Мундо" прошлась по другой, почти праздничной проблеме, - всплеску "путиномании" в сувенирной индустрии России. Что это нарождающийся культ очередного вождя или коммерческая смекалка мелких товарных производителей и предприимчивых художников? Даниэль Утрилья, автор статьи, считает, что безусловно второе. "Кремль уже продемонстрировал свою обеспокоенность (всплеском путиномании - К.А.), - пишет он. - Советник президента Сергей Ястржембский заклеймил массовое воспроизведение изображений Путина. Правда, он заметил, что художественный порыв остановить невозможно".
Насколько порыв этот "художественный", можно усомниться: ваятель Сергей Буйсков, пишет автор, на этом бизнесе немало обогатился - менее чем за год он получил 120 заказов на портреты президента. А если есть спрос, то будет и предложение - в России рынок, господа!