В предрассветных сумерках восемь молодых солдат из состава российского миротворческого контингента в Южной Осетии покинули свой наблюдательный пост. С этого момента российские, грузинские и южноосетиские войсковые подразделения безуспешно искали беглецов.
Это самый большой групповой побег российских военнослужащих из своего гарнизона. Командующий российского миротворческого контингента в Южной Осетии Филипп Грачев поспешил заявить, что у его военнослужащих хорошее обеспечение. Член Комитета по обороне российского Совета Федерации генерал Александр Калита говорил, напротив, о недостатках в работе с кадрами и при отборе солдат.
«Независимая газета» писала в связи с участившимися с начала года трагическими происшествиями в вооруженных силах, что стало хорошим тоном сравнивать армию с тюрьмой. «Такие же непонятные правила, такая же унизительная атмосфера, такое же стремление к свободе. Есть только одно отличие: солдатам, в отличие от заключенных доверяют оружие».
Издевательства над солдатами вплоть до применения пыток являются главной причиной растущего числа дезертиров, считает председатель российского Комитета солдатских матерей Валентина Мельникова. Из 900 военнослужащих, обратившихся в этом году в московскую организацию солдатских матерей, 150 жаловались на «дедовщину», двенадцать человек - на пытки и 20 - на воровство продуктов питания и посылок с продуктами. По данным «солдатских матерей», ежегодно свои подразделения оставляют на свой страх и риск 40 000 российских военнослужащих. С начала года от пуль сбежавших солдат погибли 19 человек.
Проходящий службу в Чечне ефрейтор Владислав Вахитов застрелил двух офицеров и бежал в северном направлении. При его пленении дезертир застрелился. Из 131-й мотострелковой дивизии, дислоцирующейся на юге России в Майкопе, бежали 19-летний Андрей Поляков и 20-летний Павел Топорков. Они застрелили двух регулировщиков. Их разыскивали 600 военнослужащих. При аресте один из них был смертельно ранен, второй был вынужден покончить жизнь самоубийством.
Кремль проявляет озабоченность по поводу высокого уровня преступности в вооруженных силах и возлагает ответственность за это на генералов. Армейское руководство, в свою очередь, жалуется на, якобы, недостаточное финансирование. Начальник Генерального штаба Анатолий Квашнин недавно заявил на заседании Совета безопасности, что армия и флот находятся в катастрофическом положении. Если Министерство финансов реализует запланированное сокращение финансирования, армия будет больше не в состоянии выполнять «поставленные президентом задачи».