Утром 61 год назад нападением на Советский Союз началcя второй этап второй мировой войны. С того момента эта война стала отличаться от всех войн в современной Европе, в том числе и от тех, которые вермахт вел до той поры. Было растоптано военное и международное право. То, что тогда происходило на немецкой стороне, можно увидеть на проходящей в настоящее время выставке на территории Старой ярмарки. Она устроена под названием «Преступления вермахта. Масштабы истребительной войны 1941-1945». Каким образом связан с нападением на Советский Союз Лейпциг?
Началось планирование нападения, противоречившего международному праву. В планировании принимал участие офицер из Лейпцига: генерал Фридрих Паулюс (Friedrich Paulus). В качестве начальника штаба группы сухопутных войск 4, располагавшегося в казармах на Виндшайдштрассе, он готовил к войне пехотные, моторизованные и танковые части. Он командовал ими в ходе военной кампании против Польши и Франции, будучи начальником штаба 10-й армии. Этот опыт Паулюс использовал в 1940-1941 годах, являясь начальником тыла в штабе сухопутных войск, при планировании операции «Барбаросса» - плана нападения на Советский Союз. После этого он стал командующим 6-й армией, являвшейся прежде 10-й армией. До этого ею командовал самый убежденный нацист в форме солдата вермахта - генерал-фельдмаршал Вальтер фон Райхенау (Walter von Reichenau). 10 октября 1941 года он отдал приказ, которым ободрял своих солдат в их «жестоком, но справедливом возмездии по отношению к еврейским недочеловекам».
А что же было, собственно, с войсками, дислоцировавшимися в Лейпциге: 11-м пехотным полком и штабом 14-й пехотной дивизией? В написанной после войны офицерами полка истории своей части сообщается о героизме, выполнении долга и готовности к самопожертвованию. Но в военном дневнике 14-й пехотной дивизии можно прочитать и об истребительных командах и о борьбе с бандами, о сожженных населенных пунктах, об исполнении приговоров, как и о повседневной жизни совершенно обычной дивизии. Непосредственно в Лейпциге резервные подразделения занимались подготовкой пополнения для фронта, и здесь же солдаты несли охрану лагерей для военнопленных, которые строго делились на лагеря для поляков, итальянцев и русских.
К русским военнопленным редко относились как к людям. Об этом свидетельствует большое количество могил на кладбище Остфридхоф. Условия содержания с точки зрения соблюдения гигиены были катастрофическими, что, среди прочего, приводило к заболеваниям тифом. Дневной рацион был еще скуднее, чем у других пленных.
Правда, подобным же образом вермахт относился и к своим собственным солдатам. На сегодняшний день обнаружено 80 приговоров о смертной казни дезертиров, солдат, занимавшихся членовредительством, военных, оказывавших разлагающее влияние на войска, вынесенных офицерами военного трибунала, обслуживавшего части в Лейпциге. Приговоренных расстреливали на Бинитце немецкие унтер-офицеры.
Даже если найденные дневниковые записи и протоколы и рассказывают об ужасах, которые творили до той поры совершенно обычные мужчины, многим солдатам, унтер-офицерам и офицерам удавалось избегать участия в преступлениях, противиться выполнению приказов, нарушавших международное право, или толковать их по-своему в свою пользу.