Министры иностранных дел стран Европейского Союза (ЕС) договорились начать переговоры об упрочении торговых и политических связей с Ираном, который президент США Джордж Буш-младший (George W. Bush) обвинил в том, что тот является самым активным в мире государственным спонсором терроризма и частью "оси зла". И Европа в лице ЕС, и Америка заявляют, что хотят подбодрить реформаторов в Иране. Но подходят они к этому совершенно по-разному. "Если вы не хотите разговаривать с разумными людьми, - говорит Крис Паттен (Chris Patten), комиссар ЕС по внешним сношениям, - то кончите тем, что у вас станет меньше разумных людей, с которыми можно поговорить". Это, в сущности, суммирует стратегию ЕС в отношении Ирана: поощрять и поддерживать "разумных" реформаторов, наиболее заметным представителем которых является популярный избранный президент Мухаммад Хатами (Muhammad Khatami). Считается, что для поощрения реформаторов нужна как морковка, так и палка. Им следует помочь выиграть в их длительной борьбе за власть с неизбранными представителями духовенства, которые являются сторонниками жесткого курса. Америка предпочитает размахивать большой дубинкой.
Иран незамедлительно поздравил ЕС с "историческим решением" и с тем, что было проигнорировано "давление и лоббирование как Соединенных Штатов, так и Израиля". Но даже в Европе почитатели укрепления отношений начинают уставать от ожидания результатов. Однако они удовлетворены тем, что был решен сложный политический и процедурный спор из-за содержания "мандата", в соответствии с которым исполнительный орган ЕС, Европейская комиссия, будет вести переговоры с Ираном. Спорным был вопрос о том, как увязать прогресс в вопросах торговли с "политическим диалогом" по таким темам, как права человека, международный терроризм и распространение ядерного оружия.
Что касается соглашения о торговле, его можно было бы обговорить с Европейской комиссией и ратифицировать в Европейском парламенте. Политический договор потребовал бы его ратификации всеми 15 странами - членами ЕС. Это могло бы затянуться надолго и тем самым, как утверждает представитель Европейской комиссии, полностью торпедировать цель вознаграждения Ирана за хорошее поведение. Но развести политическую и экономическую составляющие соглашения значило бы рисковать тем, что Ирану будет дозволено почувствовать вкус вознаграждения, не начав вести себя хорошо. Компромиссом мог бы стать уникальный параллельно идущий процесс, где национальная ратификация не потребуется, но где любое соглашение по торговле по-прежнему будет объектом строгих условий, касающихся прогресса в сложных политических вопросах.
С точки зрения Америки, прогресс по этим вопросам пока что является минимальным. В своей речи, где он ввел в оборот словосочетание "ось зла", г-н Буш-младший сокрушался по поводу того, что в Иране все еще правит горсточка "неизбранных". В опубликованном в прошлом месяце ежегодном докладе государственного департамента США о глобальном терроризме сказано, что Иран является наиболее активным государственным спонсором терроризма. Иран обвиняется в том, что усилил свою поддержку применяющих насилие палестинских группировок. Он обвиняется также и в том, что являлся источником предназначавшегося палестинцам оружия, которое находилось на борту перехваченного Израилем в январе судна "Karine-A".
Кошмарное видение, что террористы или же враждебные правительства могут заполучить в свои руки оружие массового поражения (ОМП), делает Америку глубоко подозрительной также к осуществляемой с российской помощью иранской программе развития атомной энергетики. А потому там, где европейцы доказывают необходимость строить отношения с Ираном на основе переговоров и торговли, американцы полагаются на экономические и дипломатические санкции.
Как спонсор террористов, Иран страдает от целого ряда эмбарго. Америка, кроме того, имеет тенденцию капризничать, когда Иран обращается за товарами, услугами или деньгами к кому-то другому, а не к ней. Она, к примеру, блокирует займы Всемирного банка (ВБ) и других банков развития, и также не разрешает американским банкам давать Ирану деньги взаймы. После того, как в прошлом месяце стало известно, что Иран согласовал с двумя европейскими банками условия выпуска облигаций, давление американского правительство вынудило агентство оценки кредитов"Moody's" отказаться от обслуживания Ирана, хотя этому агентству не платили за подготовку оценки.
Фактически, в то время как Израиль выступил с критикой, первоначальная реакция Америки на европейское решение начать переговоры была приглушенной. Представители Европейской комиссии ощетинивались при любом намеке на то, что их осторожный двойной подход, возможно, согласован с Вашингтоном. Но некоторые американские официальные лица высказывают предположение, что это решение - которое в любом случае не приведет к началу переговоров ранее осени - является слишком предварительным, чтобы беспокоиться по этому поводу, и что урон от публичных перепалок может быть большим, нежели, если промолчать и подождать, пока переговоры понемногу зайдут в тупик.
Именно этого уже сегодня опасаются те европейские страны, которые больше других настаивают на сотрудничестве с Ираном, например, Франция, Испания, Италия и Греция. Они чувствуют, что их настойчивые усилия почти не дают ощутимых результатов как в смысле иранских реформ, так и в смысле коммерческих преимуществ для их компаний (хотя, разумеется, не следует думать, что таким меркантильным соображениям будет позволено пачкать публичные дебаты). ЕС является крупнейшим торговым партнером Ирана, но "золотая жила", на которую кое-кто рассчитывал для европейских нефтяных компаний за счет их американских конкурентов, связанных санкциями, так никогда и не материализовалась. Великобритания, сыгравшая значительную роль в разработке компромиссного мандата ЕС, имеет конкретные основания для некоторого недовольства. Располагающая наилучшими из всех членов ЕС возможностями для того, чтобы лоббировать в Вашингтоне в пользу иранских реформаторов, она вместо этого оказалась жертвой пренебрежения, когда в январе Иран заблокировал назначение нового посла Великобритании.
Таким образом, даже те, кто сильнее других желает уговорами выманить Иран из его раковины, знают, что это рискованный процесс. Однако, несмотря на неудачи, они могут указать на ряд мелких успехов на внешнеполитическом фронте. Иранский режим отказался от своей практики физического устранения эмигрировавших иранских диссидентов в европейских городах. Он прекратил науськивать будущих убийц на Салмана Рушди (Salman Rushdie), английского писателя, который обидел чувства мусульман. Сегодня он менее, чем раньше, заинтересован в разжигании волнений среди мусульман-шиитов в странах, где господствуют мусульмане-сунниты (Пакистан и Саудовская Аравия). И он, в определенных отношениях, принес большую пользу в войне против режима талибов в Афганистане.
Указывая на эти признаки прогресса, европейцы доказывают, что было бы контрпродуктивным причислять Иран к той же категории стран, что и Северная Корея и Ирак, которые также отнесены г-ном Бушем-младшим к "оси зла". Американцы утверждают, что злом является тот, кто делает зло, и что нет смысла запутывать этот вопрос. Оба подхода имеют определенные достоинства; но оба могли бы произвести более сильный эффект, если бы они явились результатом скоординированного процесса принятия политических решений, а не неподобающей конкурентной ссоры.