Комментируя ситуацию на американском фондовом рынке, главный экономист компании Morganstanley Стивен С. Роуч (Stephen S. Roach) сказал, что оценивает вероятность прекращения роста национального валового продукта США еще до конца текущего года почти в 50%. Его аргументация сводится к тому, что инвесторы не покупают акции в момент обвала цен. По его мнению, это говорит о том, что есть проблемы не только у рынка, но и у всей экономики.
- Сейчас крайне неприятный период для держателей акций. Произошла недооценка текущего состояния рынка. Опыт научил целые поколения инвесторов, что продажи акций по сниженным ценам следует рассматривать как классическую возможность для приобретения акций в момент обвального падения. Есть одно обстоятельство, которое волнует меня как экономиста: существующая ситуация рассматривается исключительно как проблема рынка и отнюдь не как проблема экономики в целом. Между тем в данный момент отказ от приобретения акций по сниженным ценам свидетельствует как раз в пользу того, что это проблема экономики. Я опасаюсь, что рост цен на акции будет непродолжительным, а финансовый рынок по-прежнему останется ненадежным.
Отказ от покупки акций нужно рассмотреть в нескольких аспектах. Первый касается утверждения о том, что американская экономика пребывает в прекрасном состоянии, в пользу чего якобы свидетельствует синдром под названием "плохие рынки - хорошая экономика". Данные действительно говорят о том, что экономика США хорошо функционирует, хотя я предвижу серьезную корректировку так называемых официальных данных в конце июля. Тем не менее,стоит задуматься о будущем финансовых рынков. Много говорят о том, что американские рынки ценных бумаг никогда - на слове "никогда" делается акцент - не функционировали так плохо в течение первых семи месяцев экономического подъема. Дело в том, что акции обычно начинают набирать вес за шесть месяцев до экономического подъема, но 30-процентное снижение индекса S&P 500 за последние 12 месяцев совсем не выглядит ободряющим. По отношению к 20-25% прироста, которые обычно имеют место на этой стадии экономического роста, 50% потерь выглядят ошеломляющими, чтобы не сказать больше.
У подобной аргументации многие видят недостатки: слабость нынешнего рынка ценных бумаг нужно сравнивать с уже имевшими место периодами циклического роста американской экономики. Нельзя сказать, что спад полностью нивелирует это сравнение. Если произойдет такой рецидив в экономике, последний спад в стоимости ценных бумаг вряд ли можно будет квалифицировать как аномалию. Наоборот, это будет неприятный прогноз, полностью ускользнувший от внимания супероптимистичных аналитиков рынка.
Конечно, я рассуждаю пристрастно. Но, на мой взгляд, несмотря на недавний обвал американского рынка ценных бумаг, отказ от приобретения акций должен полностью пролить свет на ситуацию в реальном секторе экономики. Ситуация с "двойным обвальным падением" на сегодняшний день представляется еще более непреодолимой, чем в начале года, когда я впервые сделал подобный прогноз. Вот мои аргументы.
Несмотря на то, что производство промышленной продукции показало неуклонный рост, рынок спроса остается слабым звеном. И что еще более вероятно, негативные эффекты избытка должны ограничить потребительский спрос, а "фактор неопределенности" - обычно негативно влияющий на объем капиталовложений - увеличился.
Совокупность этих условий формирует классическую ситуацию: возможность рецидива недостатка конечного спроса в момент, когда производство позволяет окупить оборотные средства. На кон поставлены два все еще живых стереотипа конца 90-х годов - эластичность американского рынка потребления и тефлоноподобный рынок недвижимости. До того, как закончится разорение компаний, не выдержавших конкуренции, отказ от приобретения акций окажет на тот и на другой влияние. Сейчас я бы оценил возможность того, что реальный рост валового национального продукта сойдет на нет до конца 2002 года, чуть менее чем в 50%.
Аналогичные проблемы, связанные с отказом от приобретения ценных бумаг, окажут влияние и на прогнозы в отношении мирового финансового рынка. Большинство полагает, что паника на финансовых рынках вызвана по преимуществу чисто американскими проблемами: в конце концов, в остальном мире нет проблем ни с Nasdaq, ни с корпоративным менеджментом. Предполагается, что в остальном мире все в полном порядке. На первый взгляд недавняя девальвация доллара служит тому подтверждением.
И все же страны, так или иначе ориентированные на США, вряд ли смогут остаться не затронутыми американскими проблемами. Наши экономисты, разбросанные по всему миру, считают, что США по-прежнему единственный серьезный потребитель в мировой экономике. Если это так, - а я полностью поддерживаю данный тезис, - то рецидив на американском рынке спроса может повлечь за собой серьезные проблемы для остального мира. Это в первую очередь касается Азии, чьи достижения на мировом рынке ценных бумаг особенно заметны в этом году.
Широко распространена точка зрения, что в Азии, наконец, начался экономический подъем без опоры на внешние факторы. Это, по крайней мере, странное утверждение. Из всех регионов мира Азия в наибольшей мере зависит от США. Только Корея смогла достичь чего-то похожего на возрождение внутреннего спроса. Есть хорошие основания говорить о том, что динамика роста экономики Кореи уже зашла достаточно далеко - по крайней мере, такие выводы можно сделать из бума вокруг собственности и бурного роста счетов в банках в Сеуле.
Во всем регионе, не исключая Японию, рост внутреннего спроса без опоры на внешние факторы еще впереди. Подозреваю, что от американского обвала больше всего пострадает Китай. Экспорт Китая в США достиг 19,1% в первой половине текущего года - это серьезный скачок по сравнению с вялыми 2,7% во второй половине 2001 года. Поскольку внутренний спрос в Китае находится в прямой связи с безжалостным сокращением государственного производственного сектора, вызванным реформами, постольку эта страна крайне зависима от экспортных поставок.