Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Стыковка железных дорог Севера и Юга Кореи произойдет до конца года

Выбран не самый удачный для России вариант, но и он может принести Москве значительную прибыль

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Сеул и Пхеньян договорились в пятницу начать работы в рамках проекта стыковки железных дорог Севера и Юга Кореи. На западном маршруте стороны планируют осуществить стыковку железных дорог уже к концу года, а автомобильных - к предстоящей весне. На восточном маршруте автодороги планируется соединить уже в октябре, а вот со сроками завершения стыковки железных дорог пока не ясно. Восточный маршрут Москва считает для себя более предпочтительным. Пхеньян тоже проявляет глубокий интерес к восстановлению движения на восточном маршруте, но не менее заинтересован и в западном, отмечают южнокорейские источники. Ситуацию прокомментировал Стране.Ru политолог Центра корейских исследований Института Дальнего Востока РАН Александр Жебин.

- Какие возможные маршруты рассматриваются заинтересованными сторонами в рамках проекта стыковки железных дорог Севера и Юга Кореи с российскими железнодорожными магистралями?

- Есть несколько вариантов маршрутов и несколько вариантов соединений. Наиболее проработанный маршрут: Сеул - Синыйчжу - территория Китая - Россия. В этом проекте хотела бы участвовать и Монголия. Это еще один вариант. Эти варианты маршрутов условно называют западными. Есть два варианта восточных маршрутов, которые могут реализовываться одновременно или параллельно. Но все они с технической точки зрения несколько сложнее. Восточная линия нуждается в серьезной модернизации. Хотя с экономической точки зрения для России, они, возможно, более выгодны. Восточная линия нуждается в серьезной модернизации.

- А почему - "возможно"?

- Как считают многие специалисты, прежде чем заниматься реконструкцией и вкладывать деньги в этот восточный участок, а там 900 с лишним километров, все же необходимо, во-первых, чтобы Север и Юг договорились стопроцентно. Без этого нет смысла в дальнейших разговорах. Во-вторых, необходимо, видимо, собраться трем сторонам - нам, северным и южным корейцам - и определить, какова будет доля дохода каждой стороны. Мы уже посчитали, что можем получить 2 млрд. 500 млн. долларов, но никто не говорит, что это при определенном распределении тарифов за перевозку. А то, может, еще и ничего не получим или должниками станем. Надо посчитать, сколько каждая сторона возьмет за тариф. В таком проекте требуется много предварительных согласований. В том числе и о долях прибыли, а этой весьма непростой вопрос.

- Как Вы считаете, почему на переговорах Севера и Юга было дано предпочтение западному маршруту?

- Между Южной Кореей и Китаем оборот 30 млрд. долларов, и естественно, что экономика вынудит и тех и других проложить эту линию, которая пойдет на Китай. Но я считаю, что все маршруты перспективны и могут быть эффективно реализованы.

- Для России это плохо?

- Напротив, хорошо. Хорошо то, что после двух лет неопределенности процесс все же пошел и что импульс этому процессу был дан на высшем политическом уровне. Кроме того, от реализации западного маршрута, если хорошо подумать, Россия тоже может получать значительную экономическую выгоду.

- А какие внешние и внутренние факторы могут помешать успешной реализации проекта?

- По моим оценкам, американцы не в восторге от этого проекта, поскольку понимают, у них там грузов особенно не будет, зато страны этого региона окажутся в такой экономической связке, которая будет способствовать и межкорейскому примирению и сближению. А примирение и сближение поставит под вопрос присутствие американских войск в Южной Корее. Ослабнет политическое и экономическое влияние США на ситуацию. Уже и сейчас есть признаки того, что США не в восторге от этого проекта, он им никак не нужен, ни с политической точки зрения, ни с экономической. Второе - это позиция ряда деловых кругов, в частности кругов морских перевозчиков даже заинтересованных стран. Естественно, если проект окажется экономически жизнеспособным, а если стороны сумеют договориться (а он таким должен оказаться), то значительная часть грузов, которые шли морским путем, пойдет по железной дороге. Это ведь потеря прибыли не только для морских перевозчиков, но и для судостроителей. А Япония и Южная Корея - это как раз две крупнейшие державы по производству судов торгового флота.