События 11 сентября стали трагедией не только для американского народа, но и для всего человечества. Вместе с тем они показали неготовность сил мира к эффективной борьбе с жестоким, коварным и хорошо подготовленным противником. Представители России, а также других стран СНГ, которые были вынуждены противостоять терроризму на своих территориях задолго до теракта 11 сентября, предупреждали мир о надвигающейся угрозе повсеместного терроризма.
Однако неглубокое, порой безразличное или даже циничное отношение ряда ведущих западных государств, в том числе и США, к оценке этой угрозы и необходимости широкого международного взаимодействия для борьбы с ней позволили сначала таджикским боевикам и чеченским сепаратистам развязать настоящую войну на территориях стран СНГ, а затем террористам из "Аль-Каиды" уничтожить один из главных символов американского образа жизни и вместе с ним тысячи людей, напрямую не связанных с политикой олигархических кругов США.
В этом и состоит первый урок, который мировое сообщество сейчас начинает осваивать.
Урок второй. Только состояние государственного безвластия и вседозволенности для экстремистов различных мастей, характерное для целого ряда современных государств, а также крайняя бедность целых этнических групп и даже народов, их беспощадное социальное угнетение позволили и позволяют сейчас главарям террористов вербовать смертников для исполнения своих жестоких агрессивных замыслов. "Смертников" потому, что все эти поддавшиеся пропаганде главарей и ставшие их послушным орудием люди рано или поздно будут уничтожены набирающей обороты государственной машиной борьбы с террористическим злом.
Между тем, все эти обреченные на гибель люди могли бы быть участниками эффективных созидательных процессов, если бы преуспевающие слои современного общества в свое время обратили внимание на их проблемы и сумели привлечь их к участию в работе по совершенствованию основ жизнедеятельности человечества.
Москва ни раз обращала внимание ведущих стран мира на существование этой проблемы и необходимость ее скорейшего решения. Официальные российские представители поднимали и поднимают вопрос о необходимости борьбы с нищетой буквально на каждом международном форуме. В этом плане стоило бы напомнить о словах российского президента, которые он адресовал участникам очередной встречи на высшем уровне стран-членов "Группы Рио", проходившей в городе Сан-Хосе в Коста-Рике. Владимир Путин в своем послании подчеркнул: "Как и страны Латинской Америки, мы исходим из того, что сложное социально-экономическое положение в ряде районов мира наряду с новыми вызовами глобализации требуют решительных, а главное, комплексных мер со стороны международного сообщества".
Эти меры, по словам российского президента, должны включать в себя преодоление экономического и технологического отставания развивающихся стран, обеспечение финансирования и поддержку устойчивого развития, создание благоприятных условий для расширения торговли, доступа на рынки и привлечение инвестиций. По взглядам президента РФ, "важной составляющей наших общих усилий по искоренению нищеты и бедности является своевременное выявление и устранение глубинных, в том числе социально-экономических причин существующих в мире конфликтов".
Россия, отмечает Владимир Путин, "готова наращивать взаимополезное сотрудничество с государствами Группы Рио и другими странами - в целях обеспечения справедливого распределения благ глобализации между всеми государствами и придания этому феномену социального измерения, совершенствования мирохозяйственных связей на основе равноправия". К сожалению, такая позиция свойственна отнюдь не для всех государств мира. Некоторые из них до сих пор пытаются решать сложные проблемы современности исключительно методом силового, порой массированного военного давления.
Наглядным примером, такого отношения является политический курс администрации США в отношении Ирака и КНДР. Игнорируя бедственное положение иракского народа, во многом вызванное экономическими санкциями против этой страны, Белый дом настойчиво продвигает идею необходимости проведения против Ирака крупномасштабной военной операции, в то время как еще далеко не все возможности урегулирования иракской проблемы дипломатическим путем до сих пор использованы. При этом у американской администрации происходит удивительное смешение представлений. Как отметил в интервью газете "Время новостей" первый заместитель министра иностранных дел Вячеслав Трубников, "борьба с терроризмом и ситуация вокруг Ирака - абсолютно разные вещи, так же как и проблема возвращения инспекторов ООН в Ирак и проблема смены режима Хусейна. И вот это смешение не может не вызывать в России серьезной озабоченности".
Очевидно, далеко не все исторические уроки пошли впрок американскому руководству. "Упорное желание некоторых представителей американского истеблишмента решать проблему Ирака силовым путем ставит под реальную угрозу единство антитеррористической коалиции. Далеко ходить не надо: в последнем заявлении канцлера Шредера очень четко обозначена позиция Германии. Даже если Совет Безопасности ООН одобрит применение силы против Багдада, Германия не будет участвовать в реализации этого решения. То есть каждое государство вправе определять свою позицию. В случае с США и Германией они окажутся по разные стороны баррикад", считает российский дипломат.
Что касается нынешнего курса США в отношении Северной Кореи, то, как отметил на 9-ой сессии Регионального форума АСЕАН (АРФ) в Брунее глава российского МИД Игорь Иванов, важным фактором общей стабилизации ситуации является то, что КНДР солидаризировалась с международными усилиями в борьбе с угрозой терроризма. По его словам, ключевое значение в этой связи имело бы возобновление переговоров КНДР с США по проблеме обеспечения безопасности в Корее. "Считаем контрпродуктивной политику давления, а тем более угроз в отношении КНДР в период, когда северокорейская сторона проявляет готовность к продолжению диалога, ожидает преемственности линии Вашингтона в отношении Пхеньяна", подчеркнул российский министр.
В этом и состоит третий урок для мирового сообщества. Нельзя игнорировать стремление в данном случае упомянутых стран к выходу из состояния самоизоляции и к консолидации с внешним миром своих созидательных усилий. Политика силового, военного нажима будет иметь контрпродуктивный эффект.
К каким выводам подтолкнули новые уроки истории мировое сообщество? Прежде всего, к выводу о необходимости широкого международного сотрудничества в борьбе с новыми вызовами и угрозами. После 11 сентября на различных региональных и международных форумах были приняты документы о глобальных мерах по противодействию международному терроризму, о финансовых мерах по борьбе с терроризмом, о мерах по предупреждению конфликтов, разоружения, демобилизации и реинтеграции, о региональном сотрудничестве в укреплении демократической стабильности , а также множество других заявлений, деклараций и конкретных планов на этот счет.
За последние месяцы беспрецедентное позитивное развитие получил диалог России с США и другим членами антитеррористической коалиции. Произошел прорыв во взаимодействии по ключевым проблемам международной и региональной безопасности, которые во многом изменили мир. Стороны отмечают, что их принципиальные позиции заключаются в долгосрочных, совместных действиях в ответ на современные угрозы и вызовы. В то же время сейчас требуется формирование настоящей мировой стратегии борьбы с терроризмом, в рамках которой не может быть место практике применения двойных стандартов, когда речь идет о борьбе с терроризмом во всех его проявлениях. "Мы не признаем деления террористов, как и государств, на плохих и хороших, угодных и неугодных. Для нас по-прежнему верховенство принадлежит международному праву. Только ООН способна говорить и действовать от лица всего международного сообщества", заявил Секретарь Совета Безопасности России Владимир Рушайло в ходе встречи с американским послом в Москве Александром Вершбоу.
Несмотря на все проблемы двусторонних отношений, "в борьбе с терроризмом мы, безусловно, будем вместе с американцами. И США не только на словах, но и на деле признают важную роль России как участника антитеррористической коалиции. Но быть вместе в коалиции не означает выстраивать по струнке все государства по всем проблемам международной жизни", отмечал в упомянутом интервью Вячеслав Трубников. Это еще один вывод, который должны хорошо усвоить все участники этой новой структуры.
Кроме того, перед антитеррористической коалицией стоят чисто технические проблемы, связанные с организацией совместной борьбы. Этим вопросам будет посвящена работа конференции по проблемам борьбы с международным терроризмом, организованной Россией и НАТО, которая пройдет в Москве в декабре текущего года. Об этом сообщил во вторник на круглом столе в медиа-центре газеты "Известия" замглавы военной миссии НАТО в Москве Юзеф Урбанович.
Урбанович отметил, что, "чтобы проводить операции против терроризма, нужно выработать некоторые стандарты в области совместной подготовки войск, управления, техники и их снабжения". Важным элементом он также считает осуществление "обмена информацией о воздушном движении на международном уровне", сообщает РИА "Новости".