Когда Джорджу Бушу 11 сентября прошлого года доложили о терактах, он побледнел. Чем объяснялась его внезапная бледность? Возможно, просто услышанным - самим фактом ужасного происшествия, хотя всех последствий совершенной террористами акции в те первые секунды президент, разумеется, предвидеть не мог. Вполне может быть, что бледность Буша объясняется страхом личной ответственности за все, что случилось. Тогда никто не знал версии о том, что накануне терактов американские спецслужбы якобы проинформировали Джорджа Буша о готовящейся акции, но американская машина предотвращения такого преступления не сработала. Через год эта версия уже обсуждалась многими, хотя степень ее достоверности определить сложно.
Иными словами, сегодня, через год после этого ужасного события, мы можем сказать, что бледность Буша могла быть следствием страха перед ответственностью за то, что не смог предупредить эти теракты. Даже если такого предупреждения от спецслужб не было, доля вины команды Буша и его личной вины за все происшедшее, в любом случае, велика. Это один из выводов, которые мы можем сделать, пережив год после события, которое потрясло всех на планете и перевернуло многие представления о мире, в котором мы живем.
Спустя некоторое время после атак в Нью-Йорке американский президент Джордж Буш заявил, что теракты 11 сентября открыли для США новую эру, в которой американцы должны стать сильнее и сплоченнее. "Сегодня мы не такие, какими мы были 10 сентября, - сказал Буш. - Более грустные и менее невинные; более сильные и сплоченные; и перед лицом постоянных угроз - более решительные и смелые". Спустя почти два месяца после атак в Нью-Йорке и Вашингтоне Буш призвал американцев вернуться к нормальной жизни, но проявлять бдительность. Президент сказал, что администрация США делает все возможное, чтобы предотвратить новые атаки, и призвал к созданию новой добровольной службы гражданской обороны. Эта новая эра, подчеркнул он потребует новой ответственности и от правительства, и от нашего народа.
Это можно расценить как признание вины, но более важно сегодня сказать о том, насколько прав был тогда американский президент, оценивая ситуацию и перспективы. Новая эра действительно наступила, 11 сентября стало тем рубежом, той ступенькой, о которую в своей беспечности и самонадеянности споткнулись не только американцы, а все население планеты. Новая эра сплотила не только американцев, она объединила и другие народы мира, заставила их по иному взглянуть на прошлое, настоящее и будущее. И сегодня справедливо сказать, что "лед тронулся". Проблем стало больше, их острота усилилась, но в мире стало теплее от сознания, что появилась сплоченность в борьбе с мировым злом.
Буш обещал войну международному терроризму и он ее начал. Хотя сегодня большинство людей могут сказать, что пока на этой войне решены только тактические задачи, да и пошли, "сломя голову", на нее не все. Буша поддержало большинство стран в его стремлении наказать и искоренить терроризм, но методы, которыми он это делал и собирается делать дальше, полностью разделяют далеко не все. Против решения вопроса с Ираком силовым путем выступили даже ближайшие союзники Буша в Европе. Многие считают, что для США весь этот год был путем к разрыву с союзниками, которым симпатичнее решать мировые вопросы коллегиально на уровне ООН, не игнорировать мнения других стран, когда речь идет о мировой безопасности и о свержении режимов силовым путем. Для них это не имеет ничего общего с демократией. К этим странам относится и Россия.
Президент Путин, которого потрясли теракты 11 сентября, не колеблясь протянул Вашингтону руку, и этот поступок оценили в США, России и в мире вообще. Несмотря на советский опыт войны в Афганистане, Путин не дал себя втянуть в новую войну и за внешнеполитическую мудрость набирал все больше очков, как за рубежом, так и внутри страны. Американцы назвали реакцию Путина на американскую трагедию "определяющим моментом уходящего года".
Это может казаться странным, - сказал Путин в интервью американской прессе, - но я действительно испытывал чувство вины за то, что спецслужбы России и США не смогли предотвратить эти теракты. Это произошло в свою очередь из-за того, что они не работали в более тесном сотрудничестве". Россия и США в течение года многое сделали, чтобы наладить это сотрудничество и бороться с терроризмом вместе, но до полного согласия в методах борьбы, до определения понятия международного терроризма и его отличия от национальной освободительной борьбы русским и американцам еще очень далеко.
Прогнозы Путина и Буша о том, что операция в Афганистане продлится не один год, сегодня полностью подтвердились. В Чечне не легче, там тоже - долгая война, а это значит, что решать все только силой оружия и спецслужб нельзя. Это поняли в России, которая пытается всеми силами вместится в политическое русло урегулирования ситуации в Чечне, но еще не до конца поняли в США, где Буш никак не оставит идею разделаться с иракским режимом по афганскому варианту. В мире бряцающие оружием военные пока еще впереди трезвых и дальновидных политиков, и это еще один вывод года, прошедшего после катастрофы 11 сентября.
Многие политологи сделали и еще один важный вывод за этот год. Он заключается в том, что роль НАТО - организации, недавнего претендовавшей на роль единственного достойного защитника мирового сообщества и на центр, вокруг которого будет формироваться будущая система мировой безопасности - резко уменьшилась. Она уменьшилась перед лицом реальной опасности - терроризма: о НАТО почти забыли.
Теперь приведем данные социологических опросов россиян о том, что и как думали они в течение этого года о случившемся 11 сентября. Они хоть и приблизительные, и не всегда на них можно основывать серьезные выводы, но они о многом говорят.
Итак, более чем для 60% россиян теракты в США стали главным событием года. Всего лишь 12% жителей России сказали после акции: "Так им и надо!". "Жалко людей!", - сказали около 40%. Ждали чего-то подобного в России около 27%, "Мир катится к войне" - произнесли 21% опрошенных.
Вину за то, что теракты произошли, на администрацию США возложили 47%, на исламистов - 32%, на спецслужбы - 21% опрошенных.
Интересно и то, что думают россияне о перспективе. На вопрос о том, что же будет после терактов, лишь 12% ответили, что террористов найдут и уничтожат. Около 25% считали, что усилится давление со стороны США, а 12% считали, что это давление ослабится. Сторонников мнения, что будут иметь место новые теракты, было 29%, а 15% считали, что мир движется к третьей мировой войне. Сегодня мы имеем возможность сравнить эти представления с тем, что произошло за год и наметить тенденцию.
И еще три очень важные цифры, полученные в ходе опроса в Интернете жителей России. Почти 95% опрошенных видели по телевизору ужасные кадры пылающих и рушащихся небоскребов Всемирного торгового центра, 80% из них осудили тех, кто радовался случившемуся в Америке, а 65% считают, что произошло это во многом из-за политики, которую проводит США по отношению к другим странам.
Это цифры, над которыми нельзя не задуматься.