- Евросоюз в лице председателя Еврокомиссии Романо Проди дал на инициативы Путина промежуточный ответ, отчасти соблюдая российские интересы, но в основном с пользой для себя. Может ли это стать базой для дальнейшего продвижения вперед с пользой для России?
- Проблема намного шире. Необходимо комплексное решение социально-экономических проблем Калининградской области. Они гораздо острее в Калининграде, чем в основной России. Проблемы же посещения калининградцами родственников на основной российской территории или наоборот - для области как таковой этой проблемы не существует. Есть общая для нас все экономическая проблема. Так же как мы с вами не можем или с трудом можем поехать и посетить родственников во Владивостоке ┘
- Потому что нужно много платить за билет?
- Конечно. Цена Высокая цена очень. На сегодня в Калининград летает полсамолета. Это означает, что там существует правительственная компания "Россия", где половина самолета - это диван для высокого политического деятеля и столик для переговоров. Вторая половина - для пассажиров. И вот этой половины вполне хватает, чтобы перевозить примерно один и тот же круг лиц, который имеет некоторые дела - бизнес, связанный с Россией, и все. Поезд в Калининград тоже идет полупустой. Это не значит, что люди не поехали бы, если б были доступны цены, но на сегодня - поезд идет полупустой.
Колоссальная проблема - сохранение трансграничных связей с Польшей, с Литвой. В Калининграде наибольшая концентрация литовского бизнеса, и, соответственно, калининградские связи с Литвой тесны, поскольку вся область живет за счет торговли подержанными иномарками, янтарным бизнесом, и все это связано с правом перехода границы. Вот сохранение здесь особого режима наиболее важно, и такие прецеденты в рамках Евросоюза есть - есть особые режимы в отношении трансграничных связей. Их надо расширить и укрепить в отношении Калининграда. Вот это будет решением проблемы. А не то, что завтра помчится скоростной экспресс, не останавливаясь, и наши политики поставят галочку, что решена калининградская проблема, и повернутся в другую сторону и забудут, как это всегда и бывало.
- Но Евросоюз ведь заинтересован в Калининградской области?
- Да. Есть режим особой экономической зоны - Калининградской. Но этот режим выполняется ущербно: режим то есть, но создатели не взяли на себя труд, не смогли чисто бюрократически прописать положения, созвучные этому режиму в Налоговом кодексе и в Таможенном кодексе. Поэтому фактически режим не может работать. А Калининграду сегодня нужна стабильность на любом уровне. Главное, что нужно, - стабильность. В Калининград готов вкладывать деньги Евросоюз как таковой, отдельные страны Евросоюза, те, что граничат с Калининградом. Все понимают важность этих связей, потому что это большая область, большая территория, это большое население. Там можно строить заводы, и это гораздо удобнее - это самая ближняя точка в Европе. Построив там завод, уже оказываешься на территории России, подпадаешь под все российские льготы, которые только могут быть в данном случае. И находящийся там сборочный завод по производству "БМВ" - он является одной из иллюстраций этих возможностей.
Но таких иллюстраций должно быть гораздо больше. Вот этим и надо сегодня озаботиться нашим политикам, тем, кто действительно не на словах, а на деле хочет отстаивать российские интересы на самом дальнем нашем западном форпосте. А вопросы проезда, поезда - это все технические вещи, которые особой погоды в Калининграде на сегодня не делают.
- Тем не менее, президент Путин направил ЕС послание, и надеялся в этом послании на то, что в перспективе будет безвизовый режим. Сегодняшний ответ Евросоюза является для Путина удовлетворительным? Путин скажет: да, хорошо, это и есть та промежуточная база, о которой мы говорили, все блестяще? Или же Путин возмутится и скажет: нет, так не пойдет, это опять ущемление интересов России, давайте говорить заново? Как вы думаете?
- Мы должны еще внимательно посмотреть, а что же представляют из себя детали этого ответа. Потому что ответ, который нам сегодня дан, это не одна фраза, это некий текст, состоящий из определенных, смысл несущих предложений. И в каждом из этих предложений есть какие-то определенные параметры - параметры того режима, который нам предлагают. Ответ ЕС в любом случае - шаг навстречу, это признание нашей озабоченности по поводу Калининграда. Одно это уже крайне важно.
Вопрос просто поднят на политическую высоту, и возможно это правильно. Я бы даже сказал, к сожалению, правильно. Потому что на рабочем уровне в сегодняшней политике очень трудно решать, пока не поднимешься на высоту президентов, пока не засверкают молнии, не начнутся взаимные скрытые недовольства и скрытые намеки на возможные негативные последствия. И то же самое относится к нашим отношениям с Грузией и т.д. Пока не начнут метаться гром и молнии, ничего не происходит.
В отношении ЕС это тоже вызывает озабоченность. Дай ты хоть всем визы в этом Калининграде или всем в России, но за визу надо платить деньги. И это большие деньги для тех людей, которые сегодня проживают в Калининградской области, а говорю я вполне ответственно, поскольку уровень жизни там очень и очень невысок.
- Глава Еврокомиссии сказал в то же время, что предложения России приступить к так называемым переговорам по определению условий разработки возможного безвизового режима перемещения тоже принят, но должен быть предметно изучен. То есть пока ответ на этот вопрос нам не дан?
- Такой ответ - это знак вежливости по отношению к нашему президенту, который высказался по этому вопросу. Ясно, что это общий ответ, который прилично было написать и который несет под собой на сегодня очень мало обязательств. Возможно, если мы с вами отличаемся хорошим здоровьем, то мы застанем еще период, когда сможем ездить без виз, но у меня на этот счет возникают очень сильные сомнения.