Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Грузия, Ирак и стратегическая стабильность - стали основными темами переговоров Игоря и Сергея Ивановых в США

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Разделяемые официально, но связанные фактически, проблемы Грузии и Ирака, оказались центральными в ходе масштабных российско-американских переговоров, которые завершились в субботу ночью по московскому времени в Вашингтоне.

Здесь проходила уникальная встреча четырех министров - глав дипломатических и военных ведомств России и США, впрочем, основная цель заседания - обсуждение вопросов выполнения подписанного президентами двух стран Договора о сокращении стратегических наступательных потенциалов (СНП), заняло значительную часть времени переговоров. Вместе с тем, встреча министров иностранных дел и обороны России Игоря Иванова и Сергея Иванова с президентом США Джорджем Бушем, судя по их словам, после окончания встречи в Белом доме, была посвящена четырем темам: стратегическая стабильность, Грузия, Ирак и борьба с терроризмом с фокусом на Афганистане. Причем последняя тема - пожалуй, единственная, по которой у сторон не оказалось разногласий. Остальные вопросы, Грузия, Ирак, СНП, по-прежнему трактуются Москвой и Вашингтоном по-разному, хотя нельзя не заметить и широкого поля совпадения интересов и мнений.

Наиболее острая сегодня тема российской внешней политики - ситуация на российско-грузинской границе и в Панкисском ущелье. Российская сторона представила США неопровержимые, по словам Сергея Иванова, доказательства связи официальных представителей Тбилиси с террористами, действующими в Грузии. Подробности этих документов, в виду их конфиденциальности, участники переговоров оглашать не стали. Однако, американская сторона предпочла действовать по принципу "доверяй, но проверяй". Госсекретарь США Колин Пауэлл по окончанию четырехсторонней встречи в Госдепе сообщил, что Вашингтон изучит предоставленные данные и выскажется на этот счет только после получения результатов этого изучения. Иными словами, до тех пор, пока Россия окончательно не убедит США в полной своей правоте в ситуации с Грузией, Вашингтон своего мнения не изменит.

Ровно такая же ситуация в отношении проблемы Ирака, только здесь в роли оценщика выступает Москва, а Вашингтон пытается доказать собственную правоту в горячем желании применить силу против Багдада. Правда, в отличии от России, предоставившей конкретные доказательства по Грузии, Соединенным Штатам предъявить было нечего: Джордж Буш, Колин Пауэлл и Дональд Рамсфелд в очередной раз ограничились лозунгами "пора кончать с Саддамом" и утверждениями о наличии у него оружия массового уничтожения. И в очередной раз Российскую делегацию это никак не впечатлило. Игорь Иванов повторил, что Москва будет опираться только на факты, а не на домыслы, при этом, правда, он дипломатично назвал слова Джорджа Буша откровенным и открытым выражением позиции Вашингтона.

Достаточно дипломатичным был Игорь Иванов и в определении мнения России по возможному проекту резолюции СБ ООН. Во-первых, он сказал, что пока никакого - ни американского, на французского, ни российского - проекта резолюции не существует, а потому бессмысленны все рассуждения о том, согласится ли с ним с Россия, либо какая-то иная страна, или нет. Во-вторых, глава МИД РФ и на совместной с министром обороны РФ встрече с Джорджем Бушем, и на встрече четырех министров в Госдепе, и на пресс-конференции, которую он дал в вашингтонском Национальном пресс-клубе, подчеркивал: Центральный вопрос сегодня - это возвращение инспекторов ООН в Ирак, чего удалось добиться от Багдада во многом благодаря усилиям России и Америки, президент которой все же решил пока не применять односторонних силовых действий и обратиться к ООН. И сейчас, отметил Иванов, между Москвой и Вашингтоном нет разногласий по поводу скорейшего и безусловного возврата инспекторов в Ирак. При этом, заявил Иванов, что все необходимые для этого процедуры уже существуют, а потому нет нужды в новой резолюции СБ ООН. По сути, Россия выступает однозначно против такой резолюции, которая автоматически давала бы право применить военную силу против Ирака в любое время и по любому поводу, - то, что проталкивают американцы (впрочем, в случае неприятия ее в СБ ООН, США готовы действовать сами, вне рамок международного права).

Иная ситуация с Грузией. Говоря о возможности ударов по базам террористов на территории этой республики, Россия ссылается на статью 51 Устава ООН "О праве на индивидуальную или коллективную оборону от агрессии". Игорь Иванов вновь напомнил в Вашингтоне о нарушении Тбилиси резолюции #1373 СБ ООН, согласно которой все государства обязаны не только бороться с террористами, но и не допускать их действий со своей территории в отношении других государств.

В последние сутки появилась информация, что США якобы предложили создать трехстороннюю комиссию для решения проблемы терроризма в Панкисском ущелье. Глава МИД РФ заявил, что никаких предложений на этот счет российской стороне не поступало, однако саму идею трехсторонней комиссии Россия-США-Грузия он, по сути, отверг: "Исходя из опыта Советского Союза, когда предлагалось создание различных комиссий и комитетов, такие предложения выдвигались с целью уйти от конкретного решения вопроса. Нужны не комиссии, а политическая воля. Будет политическая воля - можно решить проблему и без создания комиссии", - подчеркнул Игорь Иванов, явно обращая свой призыв к грузинскому руководству.

В общем, по этим, казалось бы, не связанным вопросам- Ирак и Грузия - дискуссия шла, судя по всему, комплексная, и ее результатом можно считать некоторое обоюдное ослабление риторики Москвы по иракской теме, Вашингтона по грузинской. Хотя нюансы остаются: Россия не пойдет на то, чтобы, принимая резолюцию в СБ ООН, разделять ответственность за все негативные последствия новой войны в Персидском заливе.

Что касается третьей темы - вопросов стратегической безопасности и выполнения Договора о СНП - ради чего и задумывалось заседание четырехсторонней консультативной группы, то здесь надо выделить три момента.

Во первых, на переговорах в Вашингтоне дипломаты и военные договорились запустить работу комиссии по выполнению Договора о СНП, то есть обсудить конкретные механизмы сокращения и контроля за сокращением ядерных потенциалов - то, чего добивалась Москва еще при переговорах по подготовке это Договора к подписанию.

Во-вторых, стороны условились, что четырехсторонняя комиссия, будет собираться один раз в год и в следующий раз главы дипломатических и военных ведомств соберутся в Москве в 2003 году.

И в-третьих - о чем все предпочитали не говорить - остаются разногласия по вопросам контроля за сокращениями и самого механизма сокращений. Россия продолжает выступать за уничтожение, а США за складирование снимаемых с оперативного дежурства ядерных боеголовок. Однако, весь процесс консультаций и запущен именно для того, что снять эти разногласия.

Достаточно интересной оказалась и антуражная сторона переговоров. В Вашингтоне впервые принимали российскую делегацию, возглавляемую двумя министрами. Особую пикантность этому придал тот факт, что оба министра носят одинаковую фамилию. Джордж Буш даже пошутил, принимая их в Белом доме. Он приветствовал Игоря и Сергея как "братьев Ивановых" - "Ivanov's brothers - по аналогии со всемирноизвестными братьями Карамазовыми. В английском варианте - "Karamazov's brothers". Кстати, министры, вопреки распространенным в Москве разговорам о прохладном друг к другу отношении, держались весьма дружелюбно, шутили друг с другом и разъезжали по американской столице в одном кадиллаке.