"Trierischer Volksfreund": Сколь велико недовольство администрации США?
Харниш: Отношения сильно пострадали. С одной стороны, Буш (Bush) уязвлен высказыванием Герты Дойблер-Гмелин (Herta Daeubler-Gmelin), с другой тем, что Шредер (Schroeder) не проявил по отношению к нему лояльности. И, в третьих, ястребы в администрации Буша раздражены тем, что Шредер вмешался в вопрос, связанный со сменой режима или прекращением иракской программы по созданию оружия массового уничтожения, который находится в компетенции международного сообщества. Правда, прерваны еще не все контакты: в частности, министры иностранных дел Фишер (Fischer) и Пауэлл (Powell) продолжают регулярно связываться по телефону.
"Trierischer Volksfreund": Это является причинами разногласий или та капля, которая и переполнила бочку? США уже давно обвиняют Германию в том, что проявляют недостаточную активность в борьбе с терроризмом.
Харниш: Действительно, в США Германия считается в некоторых военных вопросах страной, которая живет за чужой счет. Это могло наложиться на нынешние проблемы, я все же, думаю, тут то и другое.
"Trierischer Volksfreund": Мог бы разрядить обстановку визит Шредера в Вашингтон?
Харниш: Такой визит в настоящее время был бы контрпродуктивным. Для этого необходима большая подготовительная работа. Сейчас могла бы существовать опасность, что администрация Буша использовала бы этот визит в своих целях: смотрите, вот так мы поступаем с теми, кто нас очень критикует.
"Trierischer Volksfreund": Что Шредер сделал неправильно?
Харниш: Первоначальная критика позиции США была верной, но неправильной была радикализация избирательной кампании во внешнеполитическом направлении. Немецкая позиция не столь дифференцирована, что быть убедительной и в Европе. Канцлер Германии отверг всякое немецкое участие в «интервенции ООН». Что он понимает под словом «интервенция»: то ли марш в составе контингента численностью 250 000 человек на Багдад, то ли за этим подразумевается отправка в страну военных инспекторов ООН? Последнее, по моему мнению, было бы то же в интересах Германии.
"Trierischer Volksfreund": Что теперь можно предпринять?
Харниш: Правительство ФРГ должно наряду с переговорами с администрацией Буша начать переговоры с Францией и Россией, обе - постоянные члены Совета безопасности ООН, позиции которых наиболее близки позиции Германии. Таким образом правительство Германии могло бы оказать влияние на предоставление такого мандата ООН, содержание которого его бы устраивало.
"Trierischer Volksfreund": Насколько изолированной оказалась Германия в своей позиции?
Харниш: Она не так уж и одинока, как это часто утверждают. Германия получает побои за позицию, которой придерживаются и другие европейские государства.
"Trierischer Volksfreund": А как Вы оцениваете позицию США?
Харниш: Администрация США склонна брать на себя роль лидера, гегемона. США в вопросе с Ираком постоянно обращались к ООН. Это заметный прогресс. Но продолжает оставаться возможность тог, что США решат действовать на свой страх и риск. Главный вопрос заключается не в том, как это говорится в некоторых средствах массовой информации, «любят ли еще нас США?», а в том - по каким правилам будет проводиться международная политика в 21-м веке?